Трендвотчинг: зачем нужен и как организовать
10 минут на чтениеКакие товары и услуги будут популярными и востребованными в ближайшие годы, чем привлечь и удержать аудиторию — вопрос всего бизнеса. Предугадать потребность клиентов в перспективе сложно. Однако именно этим и занимается трендвотчинг. О нём рассказываем в статье.
В этой статье:
Что такое трендвотчинг и какие задачи он решает
Трендвотчинг — это процесс систематического отслеживания и анализа тенденций в разных сферах. Понятие пришло с английского языка, где trendwatching переводится как «наблюдение за трендом». Можно сказать простыми словами, что трендвотчинг — это исследование популярных явлений.
Его цель — опередить изменения в потребительских предпочтениях. Поэтому задачи трендвотчинга: находить и прогнозировать потребительский спрос на товары и услуги на основе изменений в культуре, политике и экономике в перспективе на 5–10 лет.
Трендвотчинг важен для компаний, которые хотят занимать лидирующие позиции на рынке. Ведь на основе полученных данных они разрабатывают востребованные в будущем продукты. В чём и состоит их выигрыш в конкуренции с другими производителями.
Почему трендвотчинг нужен — 3 примера
Вспомните компании, которые каких-то 10–20 лет назад были у всех на слуху, а сейчас их имена стоят рядом с чувством ностальгии. Как бы ни был успешен продукт, он потеряет свою значимость без следования современным тенденциям. Вот несколько примеров, когда компании забыли включить трендвотчинг в свою стратегию развития.
В прошлом веке Kodak был лидером индустрии, они изобрели цветную фотоплёнку, а множество голливудских кинолент были сняты и отданы в прокат именно на их плёнке. Но тренд на цифровую фотографию важным не посчитали. В итоге проиграли свои позиции более внимательным компаниям.
DEC производили мини-компьютеры размером с небольшую комнату и не верили в бизнес-привлекательность для корпоративного сектора микрокомпьютеров — домашних персональных аппаратов. В итоге они спохватились, да время на развитие технологий упустили. Их варианты PC не только не удовлетворили потребителей, но и сама компания была продана с убытками.
Nokia была примером внедрения инноваций в свои телефоны — слайдеры, встроенные камеры, цветные экраны. Однако не смогли предложить рынку полноценный сенсорный экран и современную операционную систему. Пока конкуренты переходили на iOS и Android, они использовали Symbian. Как итог — убытки и поглощение гигантом Microsoft.
Как не перепутать тренд с хайпом и модой
Чтобы не попасть в ловушку мимолётного явления, и не сделать продукт, который будет актуален короткое время, нужно уметь отличать тренд от хайпа и моды.
Хайп — это мгновенная вспышка интереса к персоне, событию или предмету, которая так же быстро исчезает. Хайповый мотив только ленивый не подхватывает, чтобы влиться в общий тематический поток.
Пример хайпа: шумиха вокруг фильма или сериала.
Мода более долговременна, но может меняться от сезона к сезону и повторяться через годы. Она выражается в стилях и веяниях.
Пример моды: цвета в интерьере и фасоны одежды.
Тренд отличается большей временной устойчивостью и задаёт направление изменений в связи с инновациями и потребительским интересом. Он касается любых областей — как технических разработок, так и социально-культурных явлений.
Пример тренда: электрокары и искусственный интеллект.
В отличие от хайпа и моды, тренды задают тон десятилетиям и меняют направление для развития всего рынка. Именно поэтому компаниям важно различать эти понятия и вовремя подстраиваться под будущие устойчивые тенденции.
Какие бывают тренды: словарь трендвотчера
Чтобы понимать, на какие тенденции обращать внимание, нужно разобраться с их видами и масштабами.
Мегатренды
Это самые глобальные явления, которые в перспективе на десятки лет влияют на развитие экономики, технологий, культуры и общества. Именно эти тренды должны отслеживать все компании вне зависимости от области рынка.
Макротренды
Более ограничены в воздействии, но, как и мегатренды, имеют долгосрочный характер. Чаще они относятся к конкретным областям влияния — некоторым странам или континенту.
Тренды
Действуют 1–3 года и только в отдельной области, в одной или нескольких странах. Часто являются следствием триггеров — что это такое, рассказываем ниже.
Микротреды
Схожи с модой тем, что имеют краткосрочную тенденцию, но не цикличны. Это те тренды, которые возвращаются спустя десятилетия. К примеру, жвачка «Love is», камеры Polaroid или джинсы «пирамиды» из 90-х.
Также существуют «предвестники» и «препятствия» трендов:
Тренд-сигналы
Указатели формирующихся трендов, которые ещё не получили широкой огласки. Благодаря им трендвотчеры и аналитики получают почву для развития и возможностей компаний.
Триггеры
Или катализаторы, драйверы. Это положительные или отрицательные события, которые ускоряют развитие трендов. К примеру, COVID, который запустил тренд на удалённую работу. Или исследования микропластика, подстегнувшие вести экологичный образ жизни и сдавать отходы на переработку.
Барьер
Это условие или событие, которое затормаживает или останавливает развитие тренда. Некоторые барьеры выступают драйверами для новых трендов — появляются альтернативные варианты тенденций.
Карта трендов
Визуальное схематичное отражение тенденций и сигналов, связанных между собой как паутина. Карта помогает трендвотчерам прослеживать вероятность и силу действия трендов.
Форсайт
От английского слово foresight переводится как «дальновидность». Это исследование, анализ и прогнозирование предстоящих тенденций разных сфер в глобальном смысле. Это способ предугадывания будущего, который помогает компаниям снять риски, не вкладываясь в бесперспективные проекты.
Этапы развития трендов
Помимо того, какие типы тенденций бывают, важно понимать, когда стоит подхватывать тренд, а когда уже поздно. Разобраться в этом поможет их жизненный цикл:
1. Рождение — период, когда кажется, что это вовсе и не тренд и дальше определённого круга людей он не уйдёт.
2. Распространение — переход тренда в массы. Всё больше людей применяют его.
3. Завершение — на этом этапе тренд либо укореняется и становится неотъемлемой частью жизни, либо заменяется более инновационным.
Компаниям важно «войти в поток» на первых двух этапах — конструировать новые технологии и быть первыми, кто продаёт набирающие популярность товары, или подхватить тренд и успеть заработать на нём.
Однако не стоит примыкать к отстающим — их неудачные примеры мы обсуждали выше.
Правила успешного трендвотчинга
Навыки правильного трендвотчера нарабатываются со временем. Однако есть несколько принципов, которые помогут на первых этапах.
— Читайте, о чём пишут в соцсетях. Не только блогеров, но и комментарии простых людей. В их сообщениях можно выявить современные потребности.
— Не углубляйтесь в политику и экономику. Доверьте это экспертам, которые расскажут о самом значимом.
— Отработайте реакцию. Подхватить тренд вовремя — основная задача опытного трендвотчера. Успейте применить тренд быстрее конкурентов.
— Следите за новинками кино и литературы. Они часто отображают, а иногда и задают тон современному движению.
— Адаптируйте и фильтруйте тренды. Оглядываясь на мировые тенденции нужно понимать, применимы ли они к вашему региону: социальным устоям, менталитету, потребностям населения.
— Подсматривайте за конкурентами. Этот метод трендвотчинга обязателен. Узнайте, какие инструменты они используют и насколько они эффективны, за какими трендами следуют. Перенимать у них не стоит, однако держать руку на пульсе нужно — возможно вы сможете усовершенствовать их приёмы и технологии.
— Научитесь оценивать тренды. Не принимайте решение о внедрении тенденции только потому, что её применяют другие. Задайте себе несколько вопросов для оценки в трендвотчинге:
1. На каком этапе цикла находится тренд?
2. Насколько он применим и ценен для вашей компании и её аудитории?
3. Какой результат вы хотите получить, внедрив тренд?
Где находить будущие и актуальные тренды
Упрощать работу трендвотчеров автоматизацией пока не начали, однако на просторах интернета можно найти много полезных ресурсов, на которых найдутся тренд-сигналы.
Springwise — на сайте публикуют статьи об инновациях и разработках, затрагивают важные темы из разных областей жизни.
РБК — отслеживают и публикуют новости о трендах и инновациях, значимых проектах.
Trend Hunter — ресурс с удобной систематизацией идей и тенденций по отраслям, местам и событиям.
Futurism — новостной сайт, где можно не только поискать тренд-сигналы, но и получить заряд разнообразной информации.
Экспертосфера — телеграм-канал, где публикуют аналитические данные о рынках и индустрии.
TrendWatching — на платформе собраны идеи и тренды для расширения возможностей бизнеса.
TW:IN — публикуют информацию о социальных и коммерческих идеях, новости бизнеса, проводят вебинары.
Olya_v_trende — ещё один Телеграм-канал, где трендвотчер Ольга Еремина делится полезной информацией о трендах и сигналах.
Exploding Topics — сервис, где можно бесплатно посмотреть поисковые запросы с быстрым ростом и почитать блог со статьями о значимых тенденциях. Их источник — Google Trends.
Get Glimpse — также отображают растущие тенденции в разных областях рынка. Данные берут не только из поисковых запросов, но и из анализа трафика сайтов.
Harvard Business Publishing — публикует статьи на разные темы, однако тренд-сигналы там также стоит поискать.
Techcrunch — в отдельном разделе рассказывают о технологических стартапах из разных отраслей: финансовых, климатических, криптографических, транспорте, потребительских и прочих.
Для поиска тенденций стоит заглянуть на зарубежные и отечественные сайты с патентами и результатами исследований, платформы с официальной статистикой. В нашей статье вы также найдёте варианты трендов на 2024 год для маркетинга и бизнеса в целом.
Как подобрать тренд под свой бизнес
Для начала определите цель — для чего вам нужен тренд. Проведите опрос среди своей аудитории, какие незакрытые потребности у них есть. После этого можно приступать к поиску. Если не хотите обращаться к профессиональному трендвотчеру, выбирайте 1 из 3 вариантов:
1. Проверяйте мега- и макротренды
Как писали выше, это самые глобальные и кросс-индустриальные тенденции, которые действуют десятилетиями. Поэтому будет сложно прогадать. Однако помните, что каждый тренд имеет свой срок годности и попасть под его завершение, значит примкнуть к отстающим.
2. Посмотрите отраслевые тренды
Чтобы сузить круг поиска, ищите вариант в своей области. Некоторые из них могут быть уже опробованы другими компаниями, это позволит вам узнать о результативности внедрения.
3. Отслеживайте тренд-сигналы
Вариант больше подходит для профессионалов, но кто вам мешает попробовать эту методику трендвотчинга на себе. Проведите исследование по поиску стартапов, академических публикаций и новостей. Если сигнал повторяется несколько раз — на него стоит обратить внимание. Анализируйте и играйте на опережение.
Примеры результатов трендвотчинга в деле
Найти актуальные тенденции — половина дела. Их нужно грамотно реализовать, чтобы получить положительный результат. Как компании мира воплотили в жизнь мегатренды рассказываем ниже.
Тренда на защиту экологии и разумное потребление
Многие мировые бренды внедряют эко-концепции в свои стратегии уже несколько лет: создают новые предметы одежды, материалы и мебель из вторсырья, производят перерабатываемые упаковки из экологичного сырья, не используют натуральную кожу.
Также популярны сервисы по аренде одежды, украшений и мебели.
Тренд на цифровизацию и искусственный интеллект
Компании не ограничиваются интернет-продажами и внедряют новые способы привлечения аудитории. Например, с помощью технологии Shoppable AR клиенты могут виртуально примерить на себя ассортимент одежды, аксессуаров и даже сделать мейкап.
Некоторые используют геймификацию — популярный вариант для привлечения зумеров. Так многие онлайн-школы проводят занятия с элементами игры, а с помощью мини-игр компании устраивают акции и повышают интерес потребителей.
ИИ внедрён во многие сферы жизни и его популярность только растёт. Он полезен в кибербезопасности, контролирует производственные процессы, снимает рутину со специалистов, проводит аналитические исследования, помогает с научными открытиями и в изучении болезней.
Тренд на заботу о себе
Период пандемии, растущее количество новых и вернувшихся старых вирусов, а также урбанизация побуждают людей задуматься о своём благополучии и будущих поколениях. Теперь здоровье оценивается целым комплексом: физическое, психическое и эмоциональное.
На рынке представлены как товары для здоровья, так и приложения, которые помогают снять стресс или предоставляют видеоуроки для занятий спортом. Психологами, нутрициологами и другими «-ологами» тоже никого не испугать, а телемедицина для многих стала неотъемлемой частью жизни.
Основы трендвотчинга зародились ещё в XX веке, но остаются популярными и эффективными и сегодня. Идеального способа поиска тенденций нет — пробуйте существующие и разрабатывайте свои. Используйте трендвотчинг в маркетинге и аналитике, создавайте свои тренды и будьте успешны.