Что такое Tone of Voice?
Если голос бренда — это его общая индивидуальность, то понятие Tone of Voice (ToV) включает в себя манеру, с которой компания взаимодействует с аудиторией. Речь не только о том, что компания говорит и пишет в своих сообщениях, кампаниях, но и то, как она это делает, какие эмоции транслирует, с помощью каких слов и оборотов. От веб-сайта до твитов, брошюр и видео — общий ToV бренда постоянен везде и применим ко всем каналам и точкам взаимодействия.
Виды Tone of Voice
Несмотря на то, что концепция «тона голоса» актуальна в современном мире маркетинга, информация о ней расплывчата и поверхностная. Чтобы получить более точное представление, Nielsen Norman Group провели исследование и выделили 4 параметра Tone of Voice: юмор, официальность, уважительность и энтузиазм. Тон коммуникации может варьироваться в рамках этих параметров для создания различных эффектов.
Nielsen Norman Group определили четыре ключевых характеристики тональности коммуникации:
- Забавный — серьёзный
- Формальный — повседневный
- Уважительный — дерзкий
- Восторженный — сдержанный
Рассмотрим каждый из них.
Параметр — Юмор.
Шкала ToV: Забавный — серьёзный
Юмор в сообщениях сближает с аудиторией. Такие тексты помогают клиентам справляться со сложными, новыми и нетипичными ситуациями. Например, с рождением первого ребёнка. Компания Fridababy считает, что справиться с этой задачей без доли хорошего юмора будет очень сложно, поэтому они используют юмористический тон голоса. В их текстах клиент узнаёт себя и ситуации, в которых оказался. Так бренд устанавливает эмоциональную связь, заботится и поддерживает молодых родителей.
Пример серьёзного ToV — IBM. В их лендингах, рассылках и отчётах нет шуток, юмористических вставок или попыток забавно подойти к сообщению. Потому что IBM про бизнес и большие данные, а это темы важные. Серьёзный тон в сообщениях передаёт чувство важности, компетентности и позиционирует бренд как надёжный источник.
Параметр — Официальность
Шкала ToV: Формальный — Повседневный
Благодаря формальному тону коммуникации компания может выглядеть авторитетно, но есть риск обезличивания и слияния с конкурентами. Текст на сайте Prada формален и по существу. В нём нет смайликов, он содержит информацию о коллекции и фотографии, демонстрирующие украшения.
Повседневный тон создаёт ощущение индивидуальности и дружелюбия. С другой стороны, использование слишком небрежного тона в неправильном контексте может выставить бренд в не лучшем свете: неопытным и непрофессиональным.
Пример повседневного тона — ToV производителя одежды Good American. В одежде, которую они предлагают, нет ничего особенного, потому и тон коммуникации довольно простой и тактичный.
Параметр — Уважительность
Шкала ToV: Уважительный — дерзкий
Проявлять уважение к аудитории хорошо, но переусердствовать не стоит. Чрезмерная трансляция уважения может создать чувство неискренности и «душноты».
Kemper Sports, компания по управлению полем для гольфа, в коротком послании ясно выражает уважение к гостям. Они транслируют, что гости всегда будут их главным приоритетом.
С другой стороны, использование нотки дерзости может представить бренд уверенным и весёлым. Примечание: дерзость — не то же самое, что грубость или вседозволенность — речь о том, чтобы удивить людей и выделиться среди конкурентов.
Главная страница Deadhappy — воплощение дерзкого тона. Подача весёлая, неожиданная и нетипичная для страховой отрасли!
Параметр — Энтузиазм
Шкала: Восторженный — Сдержанный
Последний параметр — энтузиазм, касается того, как воспринимается сообщение. Чувствуется ли, что писатель особенно взволнован тем, что говорит, или сообщение похоже на сухую констатацию фактов?
Восторженный тон производит впечатление открытости и дружелюбия. Но при использовании в неподходящее время может раздражать аудиторию. Посмотрим на 8000Kicks, производитель обуви из конопли. Их сообщения полны энтузиазма и доли иронии!
Сдержанный тон даёт ощущение честности и простоты. Но может показаться безразличным или лишённым индивидуальности. Такой тон использует Slack на своём веб-сайте, где в сдержанной манере говорят о преимуществах своего продукта.
Ответственный за ToV бренда
Нет определённой роли, отвечающей за разработку тона бренда. Этим может заниматься, например, бренд-стратег, контент-стратег или редактор. Также это может быть штатный сотрудник или команда с аутсорса, как агентство.
Но при назначении ответственных за разработку ToV важно, чтобы эти люди понимали культуру и ценности компании, умели проводить исследования аудитории и анализ данных. Этот человек или команда должны обладать сильными навыками письма, чтобы выработать правильный тон, подобрать слова, сформулировать ключевые сообщения бренда.