Как люди учатся продавать
Самым популярными форматами получения знаний о мастерстве продаж являются самообучение и тренинги. В первом случае компания находит специалиста с «задатками», подходящими мягкими навыками (коммуникабельность, стрессоустойчивость, аналитический ум) — и «бросает в воду» в надежде, что тот «выплывет».
Второй популярный формат обучения продажам — тренинги, внешние и внутренние. Здесь всё напоминает школьные уроки или вузовские семинары-практикумы:
- преподаватель с авторитетом и опытом делится информацией, приёмами, инструментами и лайфхаками;
- студенты слушают, а затем практикуются, нарабатывают навыки.
В последнее время популярность приобретает формат коучинга для продавцов, когда коуч или наставник (им может быть профессиональный коуч, непосредственный руководитель или опытный коллега) делает следующее:
- помогает ставить цели;
- выявляет сильные и слабые стороны специалиста по продажам;
- подсказывает, как с ними работать;
- анализирует расшифровки бесед с клиентом в поисках удачных ходов и слабых аргументов;
- предлагает идеи и способы провести встречу лучше в следующий раз.
В чём разница между тренингом и коучингом
Тренинг по продажам | Коучинг |
---|---|
Проходит в группе. | Проводится индивидуально. |
Проводится либо приглашённым экспертом, либо специалистом по внутреннему обучению. | Проводится, чаще всего, опытным коллегой-наставником или руководителем отдела продаж. |
Имеет чётко сформулированную (и в большинстве случаев жёсткую) программу обучения, которая ограничивается или включает такие темы, как: холодные звонки, работа с возражениями, техники ведения переговоров, использование новых инструментов и технологий, знакомство с продуктами и услугами. | Строится «от запросов» обучающегося, в зависимости от приоритетов и свежего опыта (в том числе неудачных встреч с клиентом, совершённых ошибок в переговорах). |
Помогает отработать типичные ситуации и освоить необходимые техники и инструменты продаж. | Позволяет решить конкретную проблему: недостаточное знание продукта, непонимание болей клиента или своих особенностей как продавца. |
Аналогия: школьный урок, практикум в вузе. | Аналогия: занятие с репетитором, сеанс у психолога. |