Манипуляции в переговорах: как реагировать и что противопоставить

Среднее время чтения4 минуты на чтение
Манипуляции в переговорах: как реагировать и что противопоставить

Манипуляция — частое явление в деловой среде, отнюдь не способствующее доверительным отношениям. Хотя она противоречит деловой этике и тормозит взаимодействие, к ней прибегают многие переговорщики. Как обнаружить сигналы манипуляций и какие меры можно предпринять, рассказали в статье.

Содержание

В этой статье:

Манипуляции в переговорах: закономерность или исключение?

Знаете, я и сам своего рода МАНИПУЛЯТОР

Переговоры в бизнес-среде должны проходить на условиях взаимного уважения, а все личные амбиции и переход на личности недопустимы. Но не все это понимают и считают, что выбить сделку любой ценой, важнее, чем придерживаться профессиональной этики. При этом манипулятор часто не замечает, как занимает узкую переговорную позицию и сужает варианты реализации своих интересов. Например, вместо скидки партнёр мог бы предложить отсрочку платежа, изменить товарную категорию или увеличить объём закупки, но манипулятор этого так и не узнает. Открытость и доверие позволили бы искать совместные варианты.

Для манипулятора переговоры — это поле боя среди конкурентов, а не возможность найти точки соприкосновения и начать взаимовыгодное сотрудничество. Важно вовремя обнаружить его, не поддаться на провокации и переводить разговор в конструктивные формы.

Сигналы, что вами манипулируют

Манипуляция — это игра на чувствах и слабостях, с целью скрытого психологического воздействия. Человек, поддавшийся на манипуляцию, принимает решения вразрез своим интересам и совершает действия вопреки своим желаниям. В бизнесе манипуляции приводят к тому, что человек начинает ошибаться, теряет уверенность в себе, а с ней и позиции в переговорах. Чёткие сигналы манипуляции видны невооруженным глазом, оппонент:

  • Пытается вывести вас на эмоции;
  • Оказывает психологические давление;
  • Выбивает почву из-под ног;
  • Проявляет скрытую агрессию;
  • Вынуждает действовать против воли;
  • Скрытно указывает на слабости.

Что противопоставить манипуляциям

Автор книги «Кремлевская школа переговоров» Игорь Рызов считает, что манипулятор видит залог успеха в переводе переговоров с рационального на эмоциональный режим, когда мы начинаем поддаваться на провокации и ошибаться. Оттого скорой помощью при «манипулятивной атаке» станет следование холодному расчёту. Где главная задача — снова вернуть разговор в рациональный режим.

Как мы оправдываем себя? «Вы знаете, он такой жесткий, что с ним невозможно вести переговоры...» Или так: «Вы знаете, он представляет такую серьезную организацию, что с ним не поспоришь...» Или: «Да он просто зверь, с ним невозможно конструктивно разговаривать». Это — оправдание. И наш мозг всегда найдет достойное оправдание нашим ошибкам. Почему так происходит? Потому что мы втянулись в эмоциональный режим.

«Неужели вы»…

Неужели вы, как опытный генеральный директор не можете решить подобный вопрос?

Всего одно предложение, а ставит человека в тупиковую ситуацию. По навязанному сценарию, в случае отказа он продемонстрирует свою некомпетентность, а если согласится на уговоры, заключит сделку на невыгодных условиях. Как и при любой другой ситуации, главное — не попасть в сети манипулятора и не поддаться эмоциям. Сохраняйте спокойствие, поблагодарите за лестную оценку профессиональных качеств и скажите отчётливое «нет». Переведите разговор в рациональное русло и объясните причины, по которым навязываемые условия не могут быть исполнены.

«Я здесь хозяин»

Теперь вы слушайте меня...

На переговорах важно сохранять равные условия, и не позволять «перетягивать одеяло». И если вы слышите агрессивный тон и бескомпромиссные аргументы, то перед вами манипулятор, навязывающий свои правила игры и демонстрирующий превосходство. Такой переговорщик будет откровенно называть ваши доводы слабыми и несостоятельными. Противостоять такому человеку очень сложно без подготовки и опыта. Старайтесь задавать встречные вопросы, которые бы раскрыли суть проблемы, вдавайтесь в детали и не переводите разговор в открытую конфронтацию.

«Только сегодня, только сейчас»

Персональное предложение действует только сегодня, есть ли смысл тратить время на раздумья?

Тактика «здесь и сейчас» искусственно создаёт ощущение спешки, заставляет собеседника торопиться, ошибаться и принимать не взвешенные решения. Чтобы не наломать дров, желательно сразу отчётливо дать понять, что вам нужно время всё обдумать и поставить переговоры на паузу.

«Большооое одолжение»

По секрету, мы делаем таких больших скидок клиентам, но в качестве исключения, я поговорю с директором, и только для вас постараюсь согласовать скидку.

Такая манипуляция сразу ставит вас в неловкое положение и заставляет чувствовать себя обязанным, ведь только ради вас ваш собеседник готов пойти на исключительные действия! Чаще всего это неправда: манипулятор использует псевдоуступки и не стесняется их сильно приукрашивать. Сохраняйте объективность, старайтесь оценивать каждое предложение и отказаться, если посчитаете его невыгодным.

«Хватит!»

Хватит уже тратить моё и своё время. Нельзя быстрее согласовать все условия?

Откровенное давление со стороны манипулятора нацелено на то, что собеседник потеряет почву из-под ног, вызвать ступор и согласиться с любыми условиями. Только трезвый расчёт и спокойная голова может этому противостоять. Абстрагируйтесь от ситуации, не реагируйте на провокации и постарайтесь вернуть переговоры в конструктивное русло. Если эмоциональный градус снизить не удаётся, попробуйте взять краткий перерыв, а после предложите вернуться за стол переговоров и отключить эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу