Факторы спроса: как понять, что ваш продукт будут покупать?

Среднее время чтения5 минут на чтение


Факторы спроса

Вам пришла идея создать крутой продукт. Как удостовериться, что вы не единственный, кому интересен этот продукт и что его будут покупать? Чтобы добиться успеха, нужно больше, чем просто чутьё, важно оценить жизнеспособность продукта или идеи. Как это сделать? Через знание востребованности аналогичных продуктов на рынке, а также наличие предложений в нише. Именно эта информация ляжет в основу бизнес-плана. В этой статье мы расскажем, что такое закон спроса и предложения и какие есть факторы, влияющие на спрос.

Содержание

В этой статье:

Что такое спрос?

Простыми словами, это желание и способность потребителей приобрести продукт по определённой цене в течение определённого периода времени. Зависимость между ценой и востребованностью товара обратная: продукт стал дороже — востребованность снизилась и наоборот.

Что такое спрос

Не учитывать рыночный спрос при разработке продукта — частая ошибка бизнеса. Тем временем это знание поможет избежать мёртвых запасов или пустых складов.

Закон спроса гласит

Повышение цены ведёт к снижению спроса — меньше людей могут его себе позволить, а снижение цены способствует росту востребованности товара — он становится доступен более широкому кругу потребителей. Поэтому кривая спроса выглядит так:

Закон спроса
Попробуйте Скорозвон бесплатно

Свяжитесь с нами и получите бесплатный доступ в сервис на неделю.
За полчаса я помогу настроить «Скорозвон» под ваш колл-центр или отдел продаж.

Любовь Чащина - Руководитель группы продаж «Скорозвона»
Любовь Чащина

Руководитель группы продаж «Скорозвона»

Звоните сейчас!

8 800 333 97 02

+

Мы отправим вам смс с кодом регистрации
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы даёте согласие на обработку
персональных данных
.

Виды спроса

Индивидуальный: подразумевает количество товаров или услуг, требуемых отдельным человеком, по определённой цене и в определённый период времени. Например, количество моющего средства, приобретаемого отдельным человеком в месяц.

Рыночный: подразумевает общую сумму всего индивидуального спроса на товар по каждой возможной цене за определенный период времени. Например, на рынке имеется 10 потребителей моющего средства, при этом их ежемесячная потребность в моющем средстве составляет 10 кг, 5 кг, 4 кг, 6 кг, 5 кг, 3 кг, 7 кг, 12 кг, 6 кг и 4 кг соответственно. Итак, рыночный спрос моющего средства составляет 62 кг.

Факторы изменения спроса

Факторы повышения спроса
  • Цена товара

    По закону спроса, цена товара и его востребованность — обратно коррелирующие величины. Выше цена, ниже спрос и наоборот. Но это не значит, что установление цены ниже среднерыночной или демпинг — это хорошая стратегия. Читайте о последствиях такого решения.

  • Ценовая эластичность

    Это показатель чувствительности спроса на изменение прайса. Если даже небольшие колебания в цене приводят к значительным изменениям в востребованности продукта — спрос эластичный. Если увеличение или снижение цен почти никак не влияет на покупаемость — неэластичный. Сюда можно отнести товары первой необходимости: хлеб, молоко, вода.

  • Доход каждого потребителя

    То, как изменения в доходах покупателей влияет на спрос, зависит от категории товара:

    • Категория нормальных товаров: сюда продукт можно отнести, если при увеличении дохода, покупатель приобретает его большее количество. Например, востребованность смартфонов определённой марки растёт с увеличением дохода — товар относится к группе нормальных.
    • Категория товаров низшего качества: сюда относятся те товары, спрос на которые падает с ростом дохода. Например, дешёвые консервы люди покупают реже при увеличении дохода, потому что теперь могут себе позволить продукты более высокого качества.
  • Распределение доходов в стране

    Если большая часть населения в стране проживает у черты бедности, ждать очередь на товар или услугу не приходится (если только это не товар первой необходимости). Но в странах, где доход распределяется равномерно спрос на товары также более стабильный.

  • Стоимость сопутствующих товаров

    Дополняющие товары — те, что используются в сочетании с основным. Например, для автомобилей дополняющий товар — бензин. Если цены на бензин резко вырастут в несколько раз, то можно ждать снижение спроса на автомобили.

    Противоположная реакция возникает с товарами заменителями. Товары заменители — те, что свободно могут использоваться вместо друг друга или товары-конкуренты. Яркий пример — смартфоны. Почему модели обновляются каждый год? Потому что после каждого обновления на рынке появляется более доступный заменитель со схожими характеристиками. А усовершенствование и выпуск новой модели позволяют на время избавиться от заменителей.

  • Вкусы аудитории

    Желания и предпочтения целевой аудитории влияют на объёмы спроса. Поэтому и существует реклама. Её цель — повлиять на предпочтения аудитории и пробудить желание приобрести определённый товар/услугу.

  • Ожидания

    Когда прогнозируется рост ценности или цены товара/услуги в будущем, у рынка появляется мотивация приобрести его сейчас. Вспомните кризис на рынке недвижимости в 2005 году. В ожидании продолжительного роста цен на недвижимость, люди скупали дома. И цены действительно роли пока пузырь на рынке не лопнул.

Спрос также может колебаться со временем. Например, из-за предсказуемой сезонности или из-за стихийных бедствий. Резко выпавшее большое количество снега увеличит желание потребителей приобрести снегоуборочные лопаты, а введённый в 2020 г. масочный режим привёл к ажиотажу на рынке медицинских масок. Ещё один пример, с наступлением осени в кофейнях чаще покупают напитки с тыквенным и пряничным вкусом.

Факторы повышения спроса и предложения универсальны почти для всех рынков. Поэтому прежде чем пускать идею в реализацию, заказывать сырьё и арендовать складские помещения важно просчитать востребованность товара и предложение рынка, чтобы влиять на факторы роста спроса. Даже если не получится определить точный объём рынка, который вы покроете, то хотя бы будут данные, что предлагают конкуренты, какие есть заменители, какие у людей доходы и ожидания. Исходя из этой информации уже будет проще рассчитать, выходить на рынок или нет.


Отзывы

Благодарю автора за содержательный разбор сложного явления, понятное объяснение простыми словами, что такое фактор спроса, какие его детерминанты бывают. Отдельно описаны такие термины как ценовая эластичность.

Закон спроса гласит: выше цена, ниже востребованность. Статья подробно объясняет, как так происходит и какие виды спроса бывают. Изучение факторов спроса поможет лучше понять рынок и спрогнозировать продажи. Спасибо автору! 🤝

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу