Пайплайн-менеджмент: суть подхода с примерами

Среднее время чтения4 минуты на чтение
23 августа 2023
Пайплайн-менеджмент: суть подхода с примерами

Заниматься продажами без специальных инструментов всё равно что без карты искать сокровища на необитаемом острове: долго, сложно, энергозатратно. К подручным средствам организации продаж относится пайплайн — c его помощью руководитель контролирует эффективность отдела, а менеджер отслеживает статус продажи и планирует, какие действия нужны для закрытия сделки. В статье поговорим о пайплайн-менеджменте в примерах: его основных этапах, отличии от воронки продаж и правилах использования.

Содержание

В этой статье:

Почему воронка не заменит pipeline

Фактически пайплайн в маркетинге представляет собой примитивный аналог CRM-системы — сводку по движению лидов, оформленную в таблице Excel. Его главная сложность — отсутствие автоматизации, основное достоинство — хранение всех данных о движении клиентов по этапам продаж в одном месте.

Если в CRM-системе удобно анализировать воронку продаж и конверсию, то в pipeline содержится максимум информации о каждом этапе сделки. Собрав данные в пайплайн, вы сможете легко и быстро составить воронку продаж, но не наоборот — воронка содержит намного меньше данных. Так выглядит пайплайн в продажах:

Таблица пример пайплайн в продажах

Где используется, задачи и преимущества

Пайплайн проектов используется в отделах с тремя и более сотрудниками, а также в IT-разработке для планирования работы, распределения нагрузки, анализа и работы над ошибками. Обычно его составляют до внедрения CRM-системы — в будущем он станет её фундаментом. В то же время пайплайн данных для небольших компаний — обязательный и основной инструмент для организации продаж, так как пока у них нет большой потребности в CRM.

Визуализация и хранение всей информации позволяет менеджеру и руководителю быстро оценить эффективность работы, а потому с такой сводкой команде легче добиться целей, скорректировать стратегию и улучшать результаты. Однако у этого метода есть не только плюсы:

Достоинства и недостатки пайплайна

Структура и этапы пайплайна

Для создания пайплайна можно использовать любые источники и данные. Модели и этапы пайплайна зависят от специфики бизнеса. Так как пайплайном чаще всего пользуется B2B-бизнес, опишем основные этапы для этой сферы:

  • Генерация лидов. Привлечение потенциальных покупателей с помощью рекламных механик.
  • Квалификация лидов. Например, предложив трипваер в обмен на email.
  • Контакт с клиентом. Менеджер по продажам инициирует контакт с клиентом с целью определения его потребностей.
  • Встреча. Назначение встречи для презентации продукта.
  • Переговоры. Обсуждение цены, дополнительных услуг и условий.
  • Закрытие сделки. Заключительный этап процесса заканчивается продажей, однако иногда клиент не готов сделать покупку. В таком случае менеджер предлагает перезвонить позднее.

Документ отличает чёткая структура, благодаря которой становится возможным анализ и обработка больших объёмов информации. Его основные элементы:

Структура и этапы пайплайна

Как использовать с пользой

Управление продажами с помощью пайплайна (Sales Pipeline Management) — это отслеживание всех действий на каждом этапе сделки, а также анализ того, что можно было сделать лучше. Такой подход поможет не только визуализировать большие объёмы информации, но и получить положительный результат в дальнейшем.

  • Планирование действий

    Сотрудникам отдела следует чётко понимать характер работы на каждом этапе сделки. В этом поможет подробное описание всех стадий продаж, которую оформляют в форме таблицы Excel или в CRM-системе.

  • Анализ

    Следите за изменением статусов каждой сделки и определите, какие действия способствуют их закрытию.

  • Определите отчётность и показатели

    Главная метрика — это охват пайплайна (Sales Pipeline Coverage, SPC), или определение количества квалифицированных лидов, необходимых для достижения плана продаж. Формула расчёта SPC:

Как определить показатели пайплайна

Глоссарий статьи

Pipeline
— это документ, в котором отражены все этапы движения сделки.
Sales Pipeline Management
— подход к управлению, основанный на данных из пайплайна.
Цели pipeline
— отслеживание качества проведения сделок и их количества.
Охват пайплайна (SPC, Sales Pipeline Coverage)
— необходимое количество квалифицированных лидов для закрытия плана продаж.
Информационный продукт
— это специфические данные, собранные в форме документе, представляющие ценность для клиента.

Суть пайплайн-менеджмента в оптимизации и контроле на каждой стадии продаж. Пайплайн нельзя заменить воронкой по причине разных подходов. Инструмент становится основой для заполнения CRM-системы, однако небольшим компаниям вполне достаточно одного pipeline.

Отзывы

Просто, доступно и в примерах описано создание пайплайна, благодарю! 😊

Построение пайплайна ‎— сложная и энергозатратная задача, но оно того стоит. Спасибо за сравнение пайплайна с CRM и воронкой.

Пайплайн данных ‎— удобная вещь, пользуюсь ей уже несколько лет, вместе с составлением воронок и CRM. Всё вместе отлично работает!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу