Почему менеджеры по продажам выгорают
Выгорание — это состояние, которое характеризуется эмоциональным, физическим и психическим истощением
человека и возникает как реакция на длительный стресс, перегрузки и состояние неопределённости, например,
экономической, карьерной или профессиональной.
Согласно исследованиям Gallup, существует пять основных причин выгорания:
- несправедливое отношение к человеку на работе (включая предвзятость, фаворитизм, непоследовательность в
поощрениях и наказаниях);
- неконтролируемая рабочая нагрузка;
- невнятная коммуникация с менеджерами;
- отсутствие поддержки и признания со стороны менеджеров;
- острая нехватка времени на выполнение должностных обязанностей.
Перечисленные выше факторы вполне могут вызвать выгорание у менеджеров по продажам, но они лишь верхушка
айсберга. Дело в том, что сама специфика работы приводит к повышенному риску выгорания.
Распространённые причины выгорания у менеджеров по продажам:
- необходимость соответстветствовать высоким (или завышенным) ожиданиям руководителей — достигать,
преодолевать, перевыполнять;
- неопределённость рыночной и конкурентной ситуации;
- непредсказуемость клиентов и их реакций, неочевидность их мотивов;
- необходимость много взаимодействовать с людьми и выступать инициаторами общения;
- частые и не всегда объяснимые отказы, порой в резкой и даже оскорбительной форме;
- явная и острая конкуренция с коллегами в отделе и менеджерами конкурирующих компаний;
- ненормированный рабочий график, который вызывает усталость и приводит к дисбалансу между работой и
личной жизнью.
Как снизить риски выгорания в команде продаж
Оптимизируйте рабочую нагрузку
Задача руководителей — добиться того, чтобы менеджеры по продажам не ощущали себя перегруженными (или,
наоборот, не скучали). Для этого можно:
-
перераспределить задачи с учётом рыночной ситуации, целей и реалий бизнеса, наличия в отделе сотрудников
с определёнными интересами, амбициями и навыками;
-
внятно планировать достижение целей — с разбивкой на этапы и периоды;
-
обсудить или сформулировать приоритеты;
-
научить менеджеров делегировать друг другу задачи на принципах взаимовыручки;
-
по возможности передать на аутсорсинг или автоматизировать функции, не связанные напрямую с продажами, —
например, настроить робота для информирования клиентов об акциях или вебинарах.
Обеспечьте менеджеров ресурсами для работы
К «базовым», по умолчанию необходимым в продажах ресурсам уже давно относятся:
- CRM-системы;
- офисные программы с возможностью совместной работы (например, гугл-доки и гугл-таблицы);
- платформы для проведения созвонов и виртуальных презентаций;
- инструменты для автоматической рассылки клиентам рекламных и маркетинговых материалов.
Основная часть работы менеджеров по продажам — это коммуникация с клиентами посредством телефонных
переговоров. Обеспечьте людей современным программным обеспечением, которое упростит приём входящих звонков,
обработку заявок, ведение отчётности, внесение информации о разговорах и достигнутых договорённостях, а
также ускорит обзвон больших и холодных баз, например, благодаря предиктивному диалеру.
Содействуйте личностному и профессиональному росту
Менеджеры по продажам выгорают, когда ощущают своё профессиональное несоответствие требованиям рынка,
нехватку навыков и знаний. Чтобы это предотвратить:
-
проводите тренинги и мастер-классы с внутренними и приглашёнными экспертами — по мастерству продаж,
переговоров, отработке возражений, эффективному общению, проактивному слушанию;
-
организуйте ролевые игры для обучения работе по скриптам;
-
внедряйте систему наставничества и коучинга по продажам, например, при помощи суфлирования во время обзвонов клиентов;
-
создавайте базы знаний и предоставляйте доступ к ним;
-
обучайте сотрудников техникам управления стрессом;
-
поощряйте в менеджерах по продажам самостоятельность — в отношении распределения и группировки задач,
составления графиков работы, выбора текущих приоритетов.
Поощряйте и поддерживайте life-work баланс
Способов десятки, и каждой компании подходят свои, главное — пробовать. Начать можно с гибкого графика,
гибридного формата работы, инициатив по оздоровлению сотрудников (абонементы на фитнес, компенсация
ПП-обедов, бесплатные медицинские чек-апы).
Буквально требуйте от сотрудников проводить выходные вне офиса, проводите мероприятия, посвящённые спорту и
хобби, обучайте людей техникам быстрого снятия тревоги и завершения цикла стресса (медитация, дыхательные
практики).
Давайте обратную связь и признавайте достижения
Создайте, доведите до сведения всех сотрудников и применяйте без исключений прозрачную систему поощрений за
отличную работу. На встречах один-на-один обсудите с каждым менеджером по продажам его внутреннюю мотивацию,
профессиональные цели, удовлетворённость текущей ролью, возможности продвижения по карьерной лестнице.
Регулярно давайте сотрудникам конструктивную обратную связь. Помогут в этом такие инструменты, как запись и
прослушивание звонков, речевая аналитика. Лично познакомившись с манерой общения менеджера,
оценив степень
его убедительности, знание продукта и скриптов, вы сможете дать объективную оценку, которую человек сочтёт
справедливой (так как вы его действительно «видели в деле»).
Профессиональное выгорание у менеджеров случается слишком часто, чтобы игнорировать этот вопрос. Благодарю за практические советы автора статьи.
В статье описаны симптомы выгорания, работающие и неработающие методы борьбы с ней. Будет полезно как менеджерам, так и руководителям.