Невовлечённые сотрудники — это слив бюджета и потенциальные потери прибыли. Потому что такие ребята работают хуже, приносят меньше денег и при более выгодной возможности готовы первыми покинуть ваш корабль. Но это не значит, что нужно подчищать пол отдела. Как насчёт того, чтобы просто добавить игру? За последние несколько лет в поисках нового способа привлечения, обучения, вознаграждения и удержания сотрудников компании теперь обращаются к геймификации. Быстро развивающаяся область, игровая механика, теперь занимает особую роль в повышении эффективности продаж, обслуживания клиентов и обучения. Сегодня подробнее рассмотрим, что такое геймификация и какие выгоды она несёт.
С английского game — игра. По простому, геймификация означает добавление элементов игры в неигровую деятельность: бизнес, маркетинг, обучение, здоровье. Цель геймификации — вовлечь потребителей, сотрудников и партнёров, чтобы вдохновить их на сотрудничество, обмен информацией и взаимодействие. То есть процесс становится игрой в реальной жизни.
Трансформировать и запустить процесс в виде игры помогают игровые элементы:
Вознаграждение: придаёт мотивации, когда человек знает, какая награда ждёт в конце: поездка за границу за счёт компании, премия в конце месяца и т.п.
Конкуренция: вспомните, как внутри разгорается азарт, когда вы участвуете в соревновании. Никто не хочет остаться в аутсайдерах, поэтому элементы вроде рейтинговых досок отлично держат в тонусе.
Достижения: как и в карьерной лестнице, в игре могут быть уровни достижений, которые выделяют игрока от остальных: например, лучшим менеджерам по продажам можно присваивать бронзовый, серебряный и золотой статусы.
«Исследования показывают, что игровая конкуренция может мотивировать сотрудников прилагать больше усилий и достигать результатов. Конкуренция повышает физиологическую и психологическую активность, которая подготавливает тело и разум к повышенным усилиям и обеспечивает более высокие результаты».
Анна Стейнхейдж, Дэн Кейбл и Дункан Уордли, Harvard Business Review.
Плюсы и минусы геймификации
Положительные стороны:
Повышает вовлеченность и снижает стресс
Наиболее часто упоминаемая причина, по которой компании используют геймификацию, — это повышение мотивации сотрудников. Согласно исследованию TalentLMS, 89 % опрошенных сотрудников утверждают, что если задача представляет собой игру, мотивация выполнить её возрастает. В том же исследовании, 4 из 5 сотрудников согласились с утверждением, что геймификация делает их более счастливыми и продуктивными на работе, что снижает трудовой стресс. Это подтверждают и данные review 42: 72% сотрудников утверждают, что геймификация вдохновляет их работать усерднее.
Положительно влияет на обучение
Согласно данным eLearning, тактики геймификации, такие как интерактивные визуальные эффекты и инфографика, помогают людям запоминать в три раза больше информации. Добавление элементов игры в тренинги и обучения позволяет усваивать сложную информацию в упрощённом виде и обеспечивает высокий темп обучения.
Привлекает сотрудников нового поколения
Геймификация особенно эффективна при адаптации сотрудников, привыкших к цифровым технологиям. Молодое поколение имеет другие модели мотивации и поведения, и им требуется набор методов, которые лучше согласуют их стиль обучения и развития навыков с бизнес-целями. Геймифицированная адаптация — это естественная, веселая и эффективная альтернатива, если вы нанимаете молодых сотрудников.
Позволяет проявляться лучшим
Геймификация в бизнесе помогает компаниям определить своих будущих звёзд и лидеров. Вместо того, чтобы просто мотивировать незаинтересованных людей, геймификация предоставляет мотивированным работникам инструменты для внесения своего вклада и получения признания.
Другая сторона медали:
Разработка и внедрение требуют усилий и денежных вложений
Компании внедряют системы баллов, статусы и таблицы лидеров во все рабочие процессы, но не разрабатывают игровую механику, которая уравновешивает конкуренцию и сотрудничество. Они упускают из виду важность создания смысла игры для сотрудников. По этим и другим причинам Gartner прогнозирует, что 80% усилий по геймификации рабочего места потерпят неудачу. Также стоит отметить дороговизну разработки платформ или приложений для геймификации.
Обязательность «убивает» игру
Игры по своей природе добровольны. Когда компания настаивает на прохождении игры сотрудниками, это становится формой принуждения. С таким подходом ни о каком повышении вовлёченности в долгосрочной перспективе можно и не мечтать.
Всегда есть способы обойти игру
Сколько существуют игры, столько существуют и чит-коды. Когда работа, продвижение по службе и прибавка к зарплате основаны на игре, трудно устоять перед искушением обмануть систему. Хуже того, внутренняя конкуренция может спровоцировать сотрудников на активный саботаж друг друга или принятие неэтичных решений.
Пропадает новизна
В какой-то момент любая игра надоедает. Задача разработчиков корпоративной геймификации — постоянно вносить разнообразие и новизну, чтобы сделать работу интересной для сотрудников. А это затратно.
Области применения игровых механизмов
Геймификация в маркетинге
Ещё в 2013 году Forbes подсчитал, что более 70% компаний из списка «Глобальные 2000 компаний» используют геймификацию в целях привлечения и удержания клиентов. С учетом сказанного, вот 3 основных типа геймификации маркетинга:
Трансмедиа: 007: GoldenEye
Трансмедиа — это практика использования одной медиа-собственности и распространения её на другой продукт, чтобы привлечь к нему больше внимания. Пример: в 1997 году Nintendo выпустила консоль N64 «007: GoldenEye». Это игра, которая была создана, чтобы привлечь больше внимания к бондиане с таким же названием. Но вышло так, что игра принесла больше денег, чем сам фильм.
Брендификация: Тесла + PUBG
Брендификация в своей простейшей форме состоит из внутриигровой рекламы реальных товаров и услуг. Это могут быть сообщения, изображения или видеоролики, рекламирующие бренд, продукт или услугу в мире видеоигр. Самый недавний пример брендификации: Tesla использует Player Unknown's Battlegrounds (PUBG) в качестве платформы для продажи своих автомобилей. PUBG — одна из самых популярных и просматриваемых (Twitch) видеоигр в мире. Tesla разместила свои автомобили в игре в качестве транспортных средств для игроков.
Рекламная игра (Advergames ): Pepsi Man
Рекламные игры — это онлайн-видеоигры, которые продвигают определенный бренд, продукт или маркетинговое сообщение. Они лучше вовлекают, чем традиционный билборд или поп-ап на сайте. Advergames впервые стали популярными благодаря играм Pepsi Man и Spot от 7Up в конце 90-х. В 2020 году KFC в Японии запускали новый продукт с креветкой. Для привлечения покупателей была разработана игра: креветки захватывают мир KFC, где доминируют куры, и игрок должен защищать замок KFC. В результате объём продаж магазина увеличился на 106% по сравнению с предыдущим годом.
Геймификация бизнес-процессов
Особенно наглядны результаты геймификации в HR процессах компании. Приведём несколько примеров:
Найм персонала
Можно внедрять квизы и тесты, которые позволят оценивать и отсеивать кандидатов на первых этапах отбора. Хороший пример — игра «My Marriott Hotel», разработанная Marriott International для набора новичков. В игре кандидаты управляют собственным виртуальным отелем: проектируют собственный ресторан, закупают инвентарь, обучают сотрудников и обслуживают гостей. Это имитация работы в гостиничном бизнесе. Очки начисляются в соответствии с обслуживанием клиентов, которое предоставляют игроки.
Адаптация и обучение
Положительный опыт адаптации поможет новым сотрудникам легче «влиться» в компанию и чувствовать себя уверенно в новой роли. Что для этого нужно? От ознакомительных курсов до корпоративных онлайн-порталов, которые проводят новичка через набор вводных шагов и процедур компании. Здесь можно продумать онлайн-викторины или игровое повествование истории компании. Или например, разработать игру, в которой каждый уровень — это определённая задача, которую предстоит выполнять сотруднику.
Повышение производительности
Особенно геймификация помогает, когда меняются привычные элементы в работе — замена старых программ на новые. Чтобы сотрудники меньше сопротивлялись изменениям можно внедрить элементы игры. Например, как это сделали в Salesforce.
Salesforce представила программу «Big Game Hunter», чтобы расширить использование сложной системы CRM среди торговых представителей и повысить вовлеченность сотрудников. Сотрудники отдела продаж начинали как «охотники за цыплятами» и постепенно продвигались к более высоким статусам по мере того, как знакомились с новыми функциями CRM.
Геймификация в обучении/ образовании
У каждого в школе или университете была учительница, которая вела лекции для сна: монотонные, скучные, как белый шум. Уровень вовлечения при таком подходе — минус бесконечность. Здесь как раз и помогает геймификация. Один из крутых примеров — Minecraft Education Edition. Эта игра учит студентов программировать (писать код) в одном из самых популярных игровых форматов в мире. Если вы родитель или учитель, то знаете, что многим ребятам нравится эта игра и связанные с ней игровые механики.
Кто здесь начинал учить английский и бросал на полпути? Платформа Duolingo решила проблему через геймификацию. Каждый пользователь набирает баллы за прохождение тестов и уроков. Пропустили день — потеряли баллы. Отличная мотивация, особенно, когда на счету больше 100 дней ежедневных занятий.
Что важно при внедрении геймификации в работе?
Игровые механизмы могут в разы увеличить производительность персонала и, соответственно,положительно повлиять на рост показателей компании. Поэтому, чем раньше ввести геймификацию в корпоративную культуру, тем лучше. Но здесь важно учитывать нюансы.
Чёткое сообщение цели и процесса игры
Например, вы хотите использовать геймификацию, чтобы побудить команду по продажам закрыть определённое количество контрактов за три месяца. Для этого необходимо сообщить команде следующие факторы:
Цели игры
Критерии выигрыша
Награды за победу, второе место и т. д.
Преимущества для бизнеса и человека от достижения целей
Правила, особенно те, которые дисквалифицируют сотрудника.
Когда вы применяете геймификацию в работе, правила игры должны быть кристально ясны для всех участвующих сотрудников с самого начала. Никто не хочет участвовать в нечестной гонке!
Не забывайте, что чувство цели так же важно, как и чувство достижения. Убедитесь, что вы сообщаете конечную цель так же чётко, как критерии и награды за победу.
Желаемое вознаграждение
Не всем нужны одни и те же стимулы. Вознаграждения, предлагаемые за высокие достижения в геймификации, должны быть актуальными и желанными для сотрудников.
Например, если вы проводите программу «звёздный сотрудник», которая поощряет выдающиеся достижения, будет ли просто статуса или кубка достаточно для долгосрочной мотивации? Обещание более крупного приза, например, выходные в СПА-центре, может быть более эффективным для мотивации сотрудников.
Кроме денежных призов люди жаждут признания. Например, вы можете пригласить победителя на обед с советом директоров или с руководителем отдела.
Признание вклада каждого
Подвох геймификации в том, что иногда признают только самых успешных участников игры. Но цель же вовлечь всех. Для этого важно отмечать участие так же, как и достижения. Подумайте о вознаграждении, которое можно предложить за прохождение учебного курса или выполнение KPI.
Отслеживание результатов
Как и в случае с любой новой инициативой, необходимо анализировать успехи провалы, чтобы совершенствоваться. У геймификации много преимуществ, но это не панацея. Некоторые вопросы она может не исправить. Разработайте простую панель аналитики, чтобы отслеживать, насколько программа геймификации соответствует поставленным целям. Можно мониторить количество сотрудников, участвующих в программе, сколько из них достигли целей и насколько улучшилась общая производительность труда во время или сразу после программы геймификации.
Рефлексия с сотрудниками
Заканчивайте каждую игру подведением итогов и обсуждением главные успехов и неудач. Допустим, менеджер не смог закрыть достаточное количество контрактов в рамках трёхмесячного задания отдела продаж. Как показать сотруднику, что он мог бы сделать по-другому для достижения цели? Здесь помогут модели обратной связи, они просты в использовании и эффективны для донесения комментариев.
Геймификация — то, что поможет привлечь и удержать не только сотрудников, но и клиентов. Сила этого подхода заключается в гибкости: элементы игры можно добавить почти во все виды деятельности и получить крутой результат, как, например, с обучением. Начать внедрять игровые механизмы в рабочем пространстве можно с простых соревнований среди сотрудников, а дальше, при успешном тестировании подхода, разрабатывать корпоративные платформы и приложения, продумывать логику игр. И не забывайте о главной области примения геймификации. Жизнь. Ведь, что наша жизнь? Игра!
Подпишитесь на рассылку от команды Скорозвона
1 письмо раз в 2 недели со свежими материалами о бизнесе, продажах и клиентском сервисе.
Геймификация в работе с сотрудниками — популярная тема, но немногие понимают, что за этим названием стоит. В статье подробно описаны способы геймификации и мотивации сотрудников.
А нет ли статьи про адаптацию менеджеров в отделе продаж?
Здравствуйте! Есть 🙂
Вот она
Геймификация в работе с сотрудниками — популярная тема, но немногие понимают, что за этим названием стоит. В статье подробно описаны способы геймификации и мотивации сотрудников.
Зачем вообще нужна геймификация в работе с сотрудниками? неужели без неё не осталось эффективных средств для вовлечения коллектива в рабочие процессы.