Что такое бриф и как его заполнять

Среднее время чтения6 минут на чтение
09 марта 2023

Что такое бриф и как его заполнять

В мире бизнеса, права и творческих индустрий вы, возможно, сталкивались с термином «бриф» — что это значит? И почему он так важен? В этом материале мы рассмотрим его цель и значение, а также дадим несколько советов о том, как писать бриф и не запутаться.

Содержание

В этой статье:

Для чего нужен бриф

Что означает «бриф»? С английского brief переводится как «краткий».

По своей сути это краткий документ, в котором изложены основные цели, требования и ожидания от проекта или задачи. Он может принимать различные формы в зависимости от отрасли и контекста, но в целом он должен быть кратким (отсюда и название), чётким и хорошо организованным.

В рекламе и маркетинге креативный бриф — это документ, который обеспечивает чёткое направление и стратегию маркетинговой кампании или проекта.

Почему бриф важен? Он выполняет несколько ключевых функций, в том числе:

  • Установление чётких ожиданий: определяя цели, требования и результаты проекта, брифинг помогает убедиться, что все участники проекта находятся на одной волне и имеют общее понимание того, что должно быть сделано.
  • Экономия времени и ресурсов: хорошо составленный бриф может помочь оптимизировать проект, избегая непродуктивных обсуждений и сводя к минимуму недопонимание.
  • Обеспечение качества и последовательности: бриф обеспечивает чёткий стандарт и направление проекта.

Чем бриф отличается от ТЗ

В таблице перечислили ключевые отличия, о которых важно помнить перед составлением того или иного документа.

Бриф ТЗ
Когда формируется? На ранних этапах сотрудничества Перед началом выполнения работы
Используется всегда? Нет Да
Какая цель? Даёт исполнителю понимание того, что хочет заказчик Задокументировать чёткое задание и критерии работы
Имеет юридическое значение? Нет Да, если прикреплено к договору и соответствует требованиям по оформлению
Кто составляет? Чаще готовит заказчик, заполняет исполнитель Чаще готовит исполнитель, одобряет заказчик

В каких сферах используется бриф

В основном в тех, где клиенту предоставляются индивидуализированные предложения — это необходимо, чтобы внести ясность в ожидания и обязанности обеих сторон.

Однако, и здесь есть исключения — например, сфера косметологии, где детали можно обсудить быстро и на месте, или сфера медицинского обслуживания, где все вопросы задаёт компетентная сторона — врач.

Основные сферы, где бриф используется — это маркетинг, консалтинг и продвижение и создание сайтов.

Виды брифа

Виды брифа

Их различают множество, но мы выделили пять самых распространённых.

  • Медиа бриф

    Нужен для запуска рекламы — контекстной или таргетированной. Помогает узнать больше о продукте и ЦА.

  • Креативный бриф

    Используется, когда создают концепцию фирменного дизайна и общего стиля продукта — например, в рекламных роликах или объявлениях. Помогает определить, какой месседж пытается донести до потенциальных клиентов компания.

  • Экспертный бриф

    Подходит, если продукт новый, и стоит задача определить, как его подать и в какую нишу лучше поместить.

  • Бриф-анкета

    Нужен, чтобы запросить точные детали о той или иной стороне будущего проекта.

  • Коммуникационный бриф

    Используется при запуске рекламных кампаний — например, заказчик предоставляет данные о желаемой длительности и частоте показов ролика. Результат — можно определить, какую реакцию аудитории желает получить заказчик.

Краткая структура брифа

Как составить бриф? У каждого исполнителя в зависимости от задачи он будет свой. Собрали основные пункты, которые точно стоит включить.

  • УТП или концепция

    Это ключевой пункт — именно от него во многом зависит успешность совместной работы. Нужно определить ведущую идею проекта, которую заказчик хочет транслировать массе покупателей. Здесь будут уместны такие вопросы: в каком ценовом сегменте находятся товары или услуги компании? Какие у неё идеалы? Кто её аудитория?

  • Данные о компании

    Помимо общей информации о компании — например, чем она занимается и какие услуги предоставляет, стоит указать и другие важные данные. Полезной будет любая информация, которая может улучшить и облегчить реализацию проекта.

  • Целевая аудитория

    Здесь стоит указать максимально подробные данные — пол, возраст, регион жительства или предпочитаемая интернет-площадка, предпочтения и увлечения, и так далее.

    Ключевой вопрос здесь — как и кому продаётся продукт или услуга?

  • Задачи

    В этом пункте прописывается конкретный результат или цифра, например:

    • а) повышение охватов на 25%
    • б) привлечение 142 клиентов до наступления праздничного сезона
    • в) разработка готового сайта из 5 страниц, оформление в нежно-серых тонах

    Чем точнее будет описан желаемый результат, тем больше времени и денежных средств сэкономят обе стороны.

  • Сроки и дедлайны

    В этом пункте пишется дата, месяц или год — в зависимости от договорённости сторон.

  • Технические детали

    Этот пункт зависит от конкретного проекта. Если вы заказываете контент-план — укажите количество постов и соцсетей, куда контент будет дублироваться, время выхода постов. Если речь идет о сайте — то шрифт, размер, количество страниц.

  • Оплата и контакты

    В конце указывается общий бюджет на проект. Также для удобства и быстрой коммуникации стоит оставить дополнительные контакты — так если у заказчика возникнут вопросы, он сможет оперативно все уточнить у исполнителя.

Как написать бриф, который будет работать и решать ваши запросы, виднее вам. Опирайтесь на предложенную структуру, но помните, что это индивидуальный процесс.

Для удобства прикладываем образец, котором прописано оформление и заполнение брифа.

УТП или концепция Концепция — необычные шапки и перчатки в высокой ценовой категории.
УТП — аксессуар, который поможет выделиться из толпы и подчеркнуть индивидуальность.
Данные о компании Магазин креативных аксессуаров «Химера». Основан в 2020 году, ведёт продажи онлайн и офлайн. Основной поток клиентов в офлайн магазине.
Целевая аудитория Мужчины 14-35 лет, женщины 14-44 года. Преимущественно ближнее Подмосковье, увлечения — вышивание, скалолазание и ферментация.
Задачи Запустить таргетированную рекламу в соцсетях, повысить поток онлайн-покупателей на 13%.
Сроки и дедлайны 12 июня 2023 года
Технические детали Реклама должна быть оформлена в фирменных цветах магазина. Предпочтительный шрифт — Montserrat, визуал — животные со средневековых гравюр и херувимы.
Оплата и контакты Бюджет — 75 000 рублей.
Телефон 8 888 888-88-88
Мессенджеры привязаны к номеру телефона, ассистент на связи по будням с 8 до 19 часов.
Строка для дополнительной информации У нас есть конкуренты с похожим имиджем, но в средней ценовой категории.

Как заполнить бриф?

Если вы заполняете анкету, сделайте это максимально честно. Часто несоответствия возникают по части бюджета — не стесняйтесь называть свою цену. Если она не соответствует требованиям исполнителя, впоследствии вы можете вместе решить, где и что сократить без ущерба смыслу. Если же договориться не получилось, то всегда можно найти работника или организацию на ваш конкретный бюджет.

Также важно не торопиться и выделить на эту задачу достаточное количество времени — на некоторые вопросы могут понадобиться развёрнутые ответы, где-то нужно будет привести ссылки или статистические данные, особенно если вопрос технический.
Возможно, какие-то пункты покажутся непонятными — обязательно узнайте подробности, чтобы не пришлось переписывать бриф уже после заполнения.

Если вы думаете, что составитель не добавил в анкету какой-то важный пункт или вопрос, дайте об этом знать. Укажите в анкете важную информацию, которая может повлиять на рабочий процесс, или передайте её исполнителю другим способом.

Итоги

Брифинг — это мощный инструмент для установления чётких ожиданий, экономии времени и ресурсов, а также обеспечения качества и последовательности в проекте или задании. Следуя вышеизложенным пунктам, вы сможете составить эффективный бриф, в котором ясно и лаконично будут изложены цели и требования сторон. Независимо от того, занимаетесь ли вы юриспруденцией, маркетингом или управлением проектами, бриф может помочь вам достичь своих целей с большей эффективностью и успехом.


Отзывы

Содержательная статья, в которой нет ничего лишнего и всё по существу — что такое бриф, как его не путать с другими инструментами и как составить. Благодарю за подробную инструкцию!

Спасибо автору! Статья описывает, как заполнить бриф, чтобы он принёс практическую пользу. Важное уточнение — для чего его заполнять и как с ним работать при возникновении распространённых проблем.

Бриф и техническое задание — удобные инструменты работы в команде. Рекомендую использовать его руководителям отделов и менеджерам по продажам с целью убедиться, что все участники проекта находятся на одной волне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу