В мире бизнеса, права и творческих индустрий вы, возможно, сталкивались с термином «бриф» — что это значит? И почему он так важен? В этом материале мы рассмотрим его цель и значение, а также дадим несколько советов о том, как писать бриф и не запутаться.
Содержание
В этой статье:
Для чего нужен бриф
Что означает «бриф»? С английского brief переводится как «краткий».
По своей сути это краткий документ, в котором изложены основные цели, требования и ожидания от проекта или задачи. Он может принимать различные формы в зависимости от отрасли и контекста, но в целом он должен быть кратким (отсюда и название), чётким и хорошо организованным.
В рекламе и маркетинге креативный бриф — это документ, который обеспечивает чёткое направление и стратегию маркетинговой кампании или проекта.
Почему бриф важен? Он выполняет несколько ключевых функций, в том числе:
- Установление чётких ожиданий: определяя цели, требования и результаты проекта, брифинг помогает убедиться, что все участники проекта находятся на одной волне и имеют общее понимание того, что должно быть сделано.
- Экономия времени и ресурсов: хорошо составленный бриф может помочь оптимизировать проект, избегая непродуктивных обсуждений и сводя к минимуму недопонимание.
- Обеспечение качества и последовательности: бриф обеспечивает чёткий стандарт и направление проекта.
Чем бриф отличается от ТЗ
В таблице перечислили ключевые отличия, о которых важно помнить перед составлением того или иного документа.
|
Бриф |
ТЗ |
Когда формируется? |
На ранних этапах сотрудничества |
Перед началом выполнения работы |
Используется всегда? |
Нет |
Да |
Какая цель? |
Даёт исполнителю понимание того, что хочет заказчик |
Задокументировать чёткое задание и критерии работы |
Имеет юридическое значение? |
Нет |
Да, если прикреплено к договору и соответствует требованиям по оформлению |
Кто составляет? |
Чаще готовит заказчик, заполняет исполнитель |
Чаще готовит исполнитель, одобряет заказчик |
В каких сферах используется бриф
В основном в тех, где клиенту предоставляются индивидуализированные предложения — это необходимо, чтобы внести ясность в ожидания и обязанности обеих сторон.
Однако, и здесь есть исключения — например, сфера косметологии, где детали можно обсудить быстро и на месте, или сфера медицинского обслуживания, где все вопросы задаёт компетентная сторона — врач.
Основные сферы, где бриф используется — это маркетинг, консалтинг и продвижение и создание сайтов.
Виды брифа
Их различают множество, но мы выделили пять самых распространённых.
-
Медиа бриф
Нужен для запуска рекламы — контекстной или таргетированной. Помогает узнать больше о продукте и ЦА.
-
Креативный бриф
Используется, когда создают концепцию фирменного дизайна и общего стиля продукта — например, в рекламных роликах или объявлениях. Помогает определить, какой месседж пытается донести до потенциальных клиентов компания.
-
Экспертный бриф
Подходит, если продукт новый, и стоит задача определить, как его подать и в какую нишу лучше поместить.
-
Бриф-анкета
Нужен, чтобы запросить точные детали о той или иной стороне будущего проекта.
-
Коммуникационный бриф
Используется при запуске рекламных кампаний — например, заказчик предоставляет данные о желаемой длительности и частоте показов ролика. Результат — можно определить, какую реакцию аудитории желает получить заказчик.
Краткая структура брифа
Как составить бриф? У каждого исполнителя в зависимости от задачи он будет свой. Собрали основные пункты, которые точно стоит включить.
-
УТП или концепция
Это ключевой пункт — именно от него во многом зависит успешность совместной работы. Нужно определить ведущую идею проекта, которую заказчик хочет транслировать массе покупателей. Здесь будут уместны такие вопросы: в каком ценовом сегменте находятся товары или услуги компании? Какие у неё идеалы? Кто её аудитория?
-
Данные о компании
Помимо общей информации о компании — например, чем она занимается и какие услуги предоставляет, стоит указать и другие важные данные. Полезной будет любая информация, которая может улучшить и облегчить реализацию проекта.
-
Целевая аудитория
Здесь стоит указать максимально подробные данные — пол, возраст, регион жительства или предпочитаемая интернет-площадка, предпочтения и увлечения, и так далее.
Ключевой вопрос здесь — как и кому продаётся продукт или услуга?
-
Задачи
В этом пункте прописывается конкретный результат или цифра, например:
- а) повышение охватов на 25%
- б) привлечение 142 клиентов до наступления праздничного сезона
- в) разработка готового сайта из 5 страниц, оформление в нежно-серых тонах
Чем точнее будет описан желаемый результат, тем больше времени и денежных средств сэкономят обе стороны.
-
Сроки и дедлайны
В этом пункте пишется дата, месяц или год — в зависимости от договорённости сторон.
-
Технические детали
Этот пункт зависит от конкретного проекта. Если вы заказываете контент-план — укажите количество постов и соцсетей, куда контент будет дублироваться, время выхода постов. Если речь идет о сайте — то шрифт, размер, количество страниц.
-
Оплата и контакты
В конце указывается общий бюджет на проект. Также для удобства и быстрой коммуникации стоит оставить дополнительные контакты — так если у заказчика возникнут вопросы, он сможет оперативно все уточнить у исполнителя.
Как написать бриф, который будет работать и решать ваши запросы, виднее вам. Опирайтесь на предложенную структуру, но помните, что это индивидуальный процесс.
Для удобства прикладываем образец, котором прописано оформление и заполнение брифа.
УТП или концепция |
Концепция — необычные шапки и перчатки в высокой ценовой категории. УТП — аксессуар, который поможет выделиться из толпы и подчеркнуть индивидуальность. |
Данные о компании |
Магазин креативных аксессуаров «Химера». Основан в 2020 году, ведёт продажи онлайн и офлайн. Основной поток клиентов в офлайн магазине. |
Целевая аудитория |
Мужчины 14-35 лет, женщины 14-44 года. Преимущественно ближнее Подмосковье, увлечения — вышивание, скалолазание и ферментация. |
Задачи |
Запустить таргетированную рекламу в соцсетях, повысить поток онлайн-покупателей на 13%. |
Сроки и дедлайны |
12 июня 2023 года |
Технические детали |
Реклама должна быть оформлена в фирменных цветах магазина. Предпочтительный шрифт — Montserrat, визуал — животные со средневековых гравюр и херувимы. |
Оплата и контакты |
Бюджет — 75 000 рублей. Телефон 8 888 888-88-88 Мессенджеры привязаны к номеру телефона, ассистент на связи по будням с 8 до 19 часов. |
Строка для дополнительной информации |
У нас есть конкуренты с похожим имиджем, но в средней ценовой категории. |
Как заполнить бриф?
Если вы заполняете анкету, сделайте это максимально честно. Часто несоответствия возникают по части бюджета — не стесняйтесь называть свою цену. Если она не соответствует требованиям исполнителя, впоследствии вы можете вместе решить, где и что сократить без ущерба смыслу. Если же договориться не получилось, то всегда можно найти работника или организацию на ваш конкретный бюджет.
Также важно не торопиться и выделить на эту задачу достаточное количество времени — на некоторые вопросы могут понадобиться развёрнутые ответы, где-то нужно будет привести ссылки или статистические данные, особенно если вопрос технический.
Возможно, какие-то пункты покажутся непонятными — обязательно узнайте подробности, чтобы не пришлось переписывать бриф уже после заполнения.
Если вы думаете, что составитель не добавил в анкету какой-то важный пункт или вопрос, дайте об этом знать. Укажите в анкете важную информацию, которая может повлиять на рабочий процесс, или передайте её исполнителю другим способом.
Итоги
Брифинг — это мощный инструмент для установления чётких ожиданий, экономии времени и ресурсов, а также обеспечения качества и последовательности в проекте или задании. Следуя вышеизложенным пунктам, вы сможете составить эффективный бриф, в котором ясно и лаконично будут изложены цели и требования сторон. Независимо от того, занимаетесь ли вы юриспруденцией, маркетингом или управлением проектами, бриф может помочь вам достичь своих целей с большей эффективностью и успехом.
Содержательная статья, в которой нет ничего лишнего и всё по существу — что такое бриф, как его не путать с другими инструментами и как составить. Благодарю за подробную инструкцию!
Спасибо автору! Статья описывает, как заполнить бриф, чтобы он принёс практическую пользу. Важное уточнение — для чего его заполнять и как с ним работать при возникновении распространённых проблем.
Бриф и техническое задание — удобные инструменты работы в команде. Рекомендую использовать его руководителям отделов и менеджерам по продажам с целью убедиться, что все участники проекта находятся на одной волне.