Роботизация бизнеса: что такое RPA, какому бизнесу подойдет

Среднее время чтения5 минут на чтение
Роботизация бизнеса: что такое RPA (Robotic Process Automation), какому бизнесу подойдет

Технология RPA помогает бизнесу автоматизировать процессы и повысить производительность за счёт внедрения робота, который взаимодействует с интерфейсом программы и берёт рутинные процессы на себя. Технология начала разрабатываться в 2000-х годах, а первой компанией, которая её применила, считается Blue Prism. Широкое применение RPA получила уже с 2015 года, но особенно подогрела на неё спрос пандемия: стало ясно, что только автоматизация в компании поможет реагировать на сильные потрясения в экономике и обществе. Именно в пандемию возрос электронный документооборот и количество транзакций, а RPA помогла справиться с возросшей нагрузкой. В новом материале поговорим о пользе технологии и особенностях её внедрения.

Содержание

В этой статье:

Польза RPA

Robotic process automation помогает компании справиться с большими объёмами документации и транзакциями, и делает организации более конкурентоспособными, гибкими и оперативными. Передача монотонных, однотипных действий программе повышает удовлетворённость сотрудников, их вовлечённость и производительность. При этом внедряют автоматизированные процессы не только корпорации, но и средний бизнес: об этом говорит исследование ICT.Moscow, которое выяснило, что ещё в 2019 году RPA (robotic process automation) использовал каждая вторая компания из малого бизнеса и более 40% малых компаний.

Так компания «Аскона» использовала RPA системы для обработки входящих электронных документов. В результате вместо 200 часов работы, которые тратила команда на их обработку, теперь фирма тратит около часа. Исследование UiPath показало:

  • 63% руководителей корпораций считают, что RPA является основным компонентом цифровой трансформации;
  • 57% опрошенных считают, что RPA снижает количество ошибок, совершаемых вручную;
  • 60% руководителей согласны с тем, что RPA позволяет людям сосредоточиться на более стратегической работе;
  • 57% руководителей говорят, что RPA повышает вовлечённость сотрудников.

Сферы, где RPA роботизация особенно востребована

Больше всего RPA автоматизация процессов требуется компаниям с большим штатом сотрудников, в задачи которых входит многочисленные рутинные операции, которые выполняются вручную. К ним относится большой список сфер, начиная с банковского сектора, здравоохранения, логистики, страхования, производства и строительства.

Главная цель внедрения технологии в кредитно-финансовых организациях — научиться быстро принимать решения, давать точную аналитику и быстро оценивать кредитоспособность. Сфера телекоммуникаций стремится получить конкурентное преимущество, увеличивая производительность и сокращая затраты на обработку данных. Страховым компаниям RPA автоматизация позволяет улучшить клиентский сервис, а производственным организациям — улучшить процессы администрирования.

Плюсы и минусы внедрения RPA

Достоинства Сложности
Для внедрения технологии достаточно подключения программного бота, даже не потребуется поиск IT-специалиста. Достаточно воспользоваться интуитивно понятными конструкторами и настроить программу под себя. 30%-50% проектов по оптимизации требуют корректировки настроек. RPA требует детальной проработки и стратегического планирования, обычно этому вопросу уделяется недостаточно много времени, из-за чего бота настраивают под себя методом проб и ошибок.
Программные боты помогают ускорить процессы и устранить риск ошибок. С неприятием сотрудниками новых технологий сталкивается каждый руководитель. Согласно исследованию Forrester Research 57% представителей бизнеса отмечают сомнения в штате: люди боятся, что не справятся при ускорении бизнес-процессов и чувствуют конкуренцию с программой. Негативная реакция особенно свойственна тем сотрудникам, которые долго проработали на компанию и из года в год работали по одной методологии.
Упрощение рабочих процессов облегчает жизнь сотрудникам отдела, которые не тратят ресурсы на рутинные действия и сосредотачиваются на значимых задачах.
Автоматизированный процесс будет работать как часы, ему не нужно делать пауз, перезагрузки системы, минимизирован риск технических сбоев.

Внедрение RPA

В зависимости от цели и масштаба автоматизации, можно подключить несколько программных ботов к одной платформе. RBA-робот работает по заданному алгоритму в локальной среде — собирает информацию и статистические данные в один документ. Поэтому для небольшой фирмы понадобится несколько ботов, от 2 до 5. Их можно настроить вручную или объединить на платформе. Для среднего бизнеса нужно от 5 до 9 ботов, если использовать свыше 10 ботов, то рекомендуется использовать платформу, чтобы ещё больше автоматизировать процесс. Например, можно настроить один бот так, что он будет составлять отчёт в конкретный день недели. Современные роботы работает с мессенджерами, системами CRM, 1С и Битрикс24.

Что может платформа RPA

Документооборот Продажи HR Логистика
Обработка электронных писем Сравнение цен с конкурентами Оформление и документов Контроль отправлений и сроков
Контроль сделок Обработка заявок Подбор кандидатов через поиск резюме Создание и обработка заявок
Отчётность и рассылки Работа с CRM Создание справок Рассылка уведомлений

RPA в колл-центрах

Разберём три случая, когда автоматизация процессов через технологию RPA поможет увеличить производительность отдела продаж.

  • Формирование отчётности

    В обязанности старшего менеджера или супервизора входит еженедельное и ежемесячное составление отчётов. Для этого он собирает данные из разных таблиц и внутренних систем, процесс может занимать от одного до трёх дней. Программный робот возьмёт эту работу на себя, автоматически соберёт нужные данные и оформит их в отчёт.

  • Обновление данных

    С помощью робота можно сократить ресурсы и минимизировать ошибки в составлении сводных сценариев и заметок, на которые менеджеры тратят порой до 40% рабочего времени.

  • Создание скриптов и заметок

    Вводя данные о клиенте вручную и копируя их в CRM, менеджеры тратят много времени на рутину, вместо того, чтобы вести более качественные переговоры с клиентами. Эту задачу тоже может взять на себя робот и создать более точные и структурированные карточки клиентов.

С современными технологиями можно не только сократить рутину по обработке данных о клиентах, но и ускорить процесс обзвона. Голосовой робот Скорозвона в три раза быстрее обзвонит базу контактов и пригласит на мероприятие, сообщит о дате доставке заказа и протестирует интерес к продукту. Подключите голосового робота за 15 минут и запустите первый обзвон по базе контактов сегодня.

Главное о роботах и автоматизации

  • RPA технология отличается от ИИ: если первая технология выполняет только те действия, которые входят в его настройки и не может принять никаких решений самостоятельно, то искусственный интеллект собирает данные, анализирует их и делает логические выводы.
  • Роботы наиболее востребованы и успешны в областях, где много однотипных действий выполняется вручную, а также при организации работы в удалённом формате. Боты возьмут на себя решение рутинных задач и освободят команду для решения стратегически важных и креативных вопросов.
  • Основные сложности внедрения связаны со скептически настроенными сотрудниками, у которых автоматизация часто вызывает негативную реакцию. В 50% случаев представители компании сталкиваются с тем, что роботы не принесли ожидаемого эффекта и потребовали дополнительной настройки программы.

Отзывы

Интересная статья! Robotic process automation, или другими словами автоматизация бизнеса, очень важное условие для развития и выживания среди конкурентов в ближайшие годы.

Rpa-автоматизация помогла нам сильно обогнать конкурирующие фирмы. Внедряли долго и сложно, но не пожалели ни капли.

Понравилась статья про RPA автоматизацию процессов. Почерпнул идеи для своего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу