У вашего товара появляется аналог в той же ценовой категории. Какие действия? Вряд ли вы обрадуетесь и приметесь налаживать контакт со свежеиспеченными конкурентами. Сегодня подробно и с примерами рассказываем, что такое товары-субституты и как повернуть их наличие на рынке в свою пользу.
Содержание
В этой статье:
Суть товаров-субститутов
Товары-заменители или субституты — это как минимум два продукта, которые могут быть использованы для одной и той же цели одними и теми же потребителями. Они идентичны и взаимозаменяемы.
Если цена на один из товаров повышается или понижается, то спрос на товар-заменитель (если есть только один другой), скорее всего, изменится.
Субституты могут заменять друг друга, потому что удовлетворяют одни и те же нужды потребителей. Например, чай является товаром-заменителем для кофе, потому что оба напитка бодрят. Когда цена на чай повышается, спрос на кофе растет (если кофе не становится дороже).
Когда товары попадают в категорию субститутов, в сфере начинает расти конкуренция. Это влияет на всех участников рынка — чтобы оставаться конкурентоспособными, цены нужно регулировать. Бывает и так, что у производителя в его нише нет конкурентов — это ниша железнодорожных перевозок, водоснабжения. Тогда он становится естественным монополистом.
Отличия комплементов и субститутов
Не стоит путать субституты с комплементами, или комплементарными товарами. Такими считаются товары и продукты, которые удовлетворяют запрос или потребность покупателя только вместе. В паре они усиливают полезность от потребления — одеяло и подушка, компьютер и клавиатура с мышью, лыжи и лыжные палки.
Отметим, что они отличаются не только полезностью и назначением, но и разной степенью эластичности спроса — когда один комплемент исчезает с рынка или растёт в цене, интерес потребителя падает к обоим товарам пары. Это наглядно отображает ситуация с плёнкой и плёночными фотоаппаратами, которые в последние десятилетия популярны только у ценителей.
Преимущества заменителей
На самом деле, субституты наиболее выгодны именно для покупателя — в условиях высокой конкуренции цены становятся ниже, качество и разнообразие товаров растет. Но и для производителя есть плюсы:
Рост прибыли |
На это может повлиять количество товаров-заменителей: чем их меньше, тем, больше прибыль, и увеличение среднего чека за счёт роста цены по рынку. |
Повышение количества продаж и прирост покупателей |
Этого можно добиться с помощью анализа конкурентов и применения «эффекта замещения» — предложите комплементарные товары к основным или попробуйте снизить цену на товары с невысоким спросом. |
Возможность занять свободную нишу |
Вариант для тех, кто только планирует создание продукта. Когда у товара ещё нет субститутов, всё зависит только от вашего воображения и смекалки. Отличный пример — эко товары, энергосберегающие лампочки, веганские продукты. |
Эластичность товаров-субститутов
Вспомним закон спроса и предложения — когда цена за единицу товара растёт, то растёт и предложение, а спрос падает. Это усреднённая идеальная ситуация из учебника по экономике.
На самом же деле факторов, меняющих ситуацию на рынке, очень много — и наличие или отсутствие субститутов это один из них.
Разновидности спроса:
- Неэластичный — при изменении цены спрос меняется незначительно. Пример — товары первой необходимости, труднозаменяемые товары.
- Эластичный — при изменении цены спрос заметно меняется. Пример — предметы роскоши, легкозаменяемые товары.
Чтобы измерить степень реакции покупателей на изменение цен, можно воспользоваться формулой эластичности спроса:
Она отражает изменения необходимого количества товара в зависимости от изменений цены.
- если получившееся значение >1, спрос эластичный;
- если значение <1, то спрос неэластичный;
- если значение =1, то эластичность единична.
Спрос на субституты эластичный, а цены на товары сильно зависят друг от друга. Так, если растет цена на одну позицию, то увеличивается спрос на ее альтернативу. Это правило можно использовать — ведь менее дорогой товар, который отвечает всем требованиям по качеству, в глазах потребителя будет привлекательнее. Например, если цена на торт «Эстерхази» растет, то производитель «Медовика» начинает весело прыгать и хлопать в ладоши.
Перекрёстная эластичность — это процентное изменение в количестве купленного товара в ответ на изменение в цене другого товара. Если её показатель больше нуля, то товары можно считать субститутами.
Когда курица растёт в цене, то индейка может набрать в объёмах продаж. Если же товар-замену найти сложно, то покупатели продолжат выбирать основной, вне зависимости от цены.
4 фактора смещения кривой предложения
Кривая предложения смещается влево при неблагоприятных условиях и вправо обратном случае. У этого могут быть следующие причины.
-
Изменение цен на факторы производства
Сюда относятся цены на аренду, оборудование, рабочую силу и т.п. Если цена товара или производительность не меняются, а факторы производства требуют больших затрат, то закономерно повышаются и издержки.
-
Оптимизация
Новое оборудование, современные технологии и квалифицированные кадры снижают для производства лишние затраты времени и средств.
-
Погода и природа
Актуально в основном для сельскохозяйственных предприятий. Объём урожая напрямую зависит от заморозков, наводнений и количества солнечных дней, а вслед за объёмом меняется и цена.
-
Государственные выплаты
Введение или увеличение обязательных налогов для производства равносильно росту издержек. Субсидии же, наоборот, по сути означают снижение издержек.
Что делать, если появился товар-субститут?
Чтобы оставаться на плаву и не терять конкурентоспособность, компания может попробовать разные стратегии. Собрали несколько примеров:
-
Вложитесь в рекламу
Это повысит узнаваемость, увеличит клиентскую базу и отложенный спрос. А если в рекламе будет цепляющая песенка или забавный слоган, то потребитель точно о вас не забудет!
-
Снизьте цену
При равных качествах покупатель будет делать выбор в пользу меньшей цены. Попробуйте снизить цену или делать скидки, создайте свою систему лояльности.
-
Расширьте УТП
Предлагайте подарок или комплемент к товару, гарантию на услуги в течение какого-то периода — создайте наиболее выгодные условия, поставив себя на место потребителя.
-
Покажите, что вы — особенные
Запоминающаяся легенда, дополнительная история о происхождении или создании товара, маленькие, но полезные фишки — в общем то, что отличает вас от всех остальных на рынке, может стать вашим оружием в борьбе за покупателя.
Сложности работы с товарами-субститутами
Как и на любом рынке, среди субститутов бывает конкуренция. Но есть и специфические моменты, о которых стоит помнить.
-
Много заменителей
Чем выше спрос — тем больше субститутов в нише и тем сложнее войти в сферу и занять нишу. Но и чем ниже спрос, тем больше возможностей для продвижения и развития.
-
Сформированная стоимость
Если вы не изобрели что-то принципиально новое, то цену на товар, вероятнее всего, уже устоялась. Чтобы покупатель вас заметил, придется считаться с конкурентами.
-
Дешёвые альтернативы
Многие покупатели делают выбор в пользу более дешёвого продукта, потому что не осознают пользы его альтернатив. Хорошее решение в таких ситуациях — демо-версия, тест-драйв.
-
Незаменимые товары
К ним относятся брендовые или люксовые предметы роскоши. У них есть своя целевая аудитория, обеспечивающая постоянный приток клиентов.
Если вы решили продавать субституты, то важно проанализировать рынок и конкурентов, составить свое УТП — грамотное использование этой информации поможет вам не только повысить продажи, но и твердо занять свое место на рынке. И главное — не путайте субституты и комплементы!
Суть товаров-субститутов донесена верно: это идентичные и взаимозаменяемые товары, которые “выручают” друг-друга при необходимости. Продавать такие товары действительно трудно, без анализа рынка не обойтись
Спасибо автору за объяснение простыми словами, что такое товары-субституты! Сложная тема для того, чтобы разобраться самостоятельно: приходится параллельно изучать экономические термины, но в материале есть всё, что для этого нужно. 👍