Гарантия успеха: как MVP поможет протестировать бизнес-идею
4 минуты на чтениеНа начальных этапах развития проекта важно понять потенциал, привлечь инвесторов и заинтересовать первых пользователей. Как в этом помогает пробная версия продукта, какие компании использовали MVP, прежде чем стали известны на весь мир, разбираемся в статье.
В этой статье:
Суть концепции
Minimal viable product — самая первая версия продукта, услуги или сервиса. Подобный «пробник» имеет минимум функционала и создан при минимальных затратах. Разработчики используют MVP для тестирования жизнеспособности своих гипотез и понимания, стоит ли вкладывать ресурсы в развитие продукта. На основании обратной связи от целевой аудитории они приходят к выводу о потенциале и возможных путях развития проекта.
Чем полезен MVP
Эффективность создания первой версии продукта подтверждена на практике. Многие предприниматели запускают тестовые версии с целью понять, будет ли спрос на услугу или продукт. У таких известных на весь мир сервисов и продуктов как Spotify, Airbnb, Wildberries и Uber был старший «брат» — тестовая версия, подтвердившая перспективность идей предпринимателей.
Концепция MVP имеет неоспоримые достоинства: с её помощью можно оценить жизнеспособность самых смелых и необычных идей, а также скорректировать стратегию разработки продукта и его последующего продвижения. Многие бизнесмены используют тестовый вариант для привлечения инвесторов и части целевой аудитории.
Таким образом, используя MVP проекта, становится ясно, как грамотно сделать первый маленький шаг к созданию полноценных продуктов с минимальным риском для бюджета.
Примеры MVP
Airbnb
Из-за нехватки денег на аренду отеля для проведения конференции основатели задумались: а что если арендовать помещение напрямую у хозяев квартир и домов? Они создали сайт, на котором начали сдавать свой чердак, так дизайнеры смогли разобраться с долгами, а уже через год найти инвесторов.
Amazon
Компания начинала с продажи подержанных учебников для колледжей, а сегодня продаёт всевозможные товары по всему свету. Удивительная трансформация стала возможной благодаря тому, что минимальный продукт mvp был грамотно донесён целевой аудитории, а после собрана конструктивная обратная связь и проведена большая работа по совершенствованию продукта.
Spotify
Закрытая тестовая версия стримингового сервиса показала жизнеспособность функции потоковой передачи музыки. Пилот позволил основателям заключить крупные сделки и получить внушительное финансирование для реализации своих идей.
Wildberries
Татьяна Бакальчук — владелица одного из крупнейших маркетплейсов в России — начинала с платформы Passions.ru, на которых использовала каталоги женской одежды из Германии Otto и Quelle.
Способы создания
Разработка MVP — это поиск конкретной идеи и формирование плана по её тестированию, что требует от команды сотрудничества и гибкости. Приведём основные шаги по созданию пилотного продукта:
Определение потребностей ЦА
Главная задача на этом этапе — ответить на вопрос «Какую проблему вы пытаетесь решить?». Необходимо провести исследование рынка, чтобы понять, кто будет использовать решение и чего от него ожидают пользователи. Глубокое исследование позволит лучше понять потребности и боли клиентов, определит, какие минимальные функции должны быть у продукта и даст основания для защиты концепции на этапе инвестирования.
Поиск сильных сторон
Составьте список достоинств и возможных недостатков: что выделит ваш сервис среди клиентов? чего не хватает клиентам у возможных конкурентов? какова ценность продукта?
Оценка жизнеспособности
Проведите бета-тестирование среди внутренних тестировщиков из вашей команды или узкой аудитории лояльных клиентов. Соберите обратную связь и сфокусируйтесь на функциональности тестовой версии и способности закрывать потребности. Сбор этих сведений поможет понять, где нужно улучшить и усовершенствовать продукт перед более масштабным первым запуском.
Проработка, улучшение и запуск
Если MVP проходит стадию тестирования, наступает пора исследований, разработки, исправлений, запуска и последующих обновлений. После решению ключевых проблем, компания сможет запустить проект для своей первой клиентской базы и запустить цикл обратной связи в формате «создание-оценка-обучение» (BML).
О MPV кратко
- Минимально жизнеспособный продукт — это простейшая версия продукта, смысл которой оценить перспективу полномасштабного проекта. Концепция была предложена основателем стартапов Эриком Райсом.
- Пилотный проект позволит сэкономить средства, понять ожидания потребителя, ускорить запуск бизнеса и найти инвестиционную поддержку. Сбор обратной связи и аналитики вместе с инвестициями помогут создать востребованный и конкурентоспособный продукт, который долго ждали ваши клиенты.
- Для глубокого понимания, что значит MVP для бизнеса следует изучить все стадии разработки первого варианта продукции и особенности сбора сведений после его презентации.
- Несмотря на кажущуюся простоту введение такого проекта может оказаться одной из самых сложных частей бизнес-стратегии, но одной из самых важных. Следует внимательно оценить потенциал проекта по следующим критериям: закрывает ли он потребности и болевые точки клиентов и достаточно ли средств для сбора информации. Проект должен проверить вашу бизнес-концепцию, одновременно доказав ценность для клиентов и инвесторов.