Стратегия модели BSC: суть подхода к принятию бизнес-решений

Среднее время чтения4 минуты на чтение
Стратегия модели BSC: суть подхода к принятию бизнес-решений

Управленцам никогда ещё не было так важно уметь быстро принимать решения — всё чаще приходится мыслить нестандартно и комплексно смотреть на проблему. Система сбалансированных показателей поможет принять вызов времени, провести быструю оценку текущих результатов и сделать шаги для достижения стратегических целей кратчайшим путём.

Содержание

В этой статье:

Суть подхода сбалансированного планирования

Модель Balanced scorecard
— подход к управлению компанией, построенный на комплексном планировании и учёте сразу нескольких направлений, жизненно важных для развития бизнеса.

Основное назначение Balanced scorecard — в переносе стратегических целей на уровень операционных задач. Другими словами, система планирования помогает найти инструменты для реализации глобальных целей в рамках повседневной деятельности компании.

Зачем внедрять систему

Финансовый рост — не единственный фактор успеха, который учитывает система Balanced scorecard. В планировании учитывается сразу четыре фактора — в каждой зоне ставятся цели:

  • Рост финансов;
  • Увеличение целевой аудитории;
  • Оптимизация бизнес-процессов;
  • Развитие компании.

В каждом разделе Balanced scorecard bsc устанавливаются свои KPI и метрики, необходимые для оценки эффективности. Например, зону развития отношений с клиентами характеризует показатель удержания клиентов и качество сервиса. О финансовом росте расскажет метрика ROI, а о внутренних процессах — уровень автоматизации бизнеса.

Зачем внедрять систему Balanced scorecard (BSC)

Практическая польза

При правильном следовании методологии Balanced scorecard вы можете рассчитывать на повышение лояльности клиентов и мотивации сотрудников, получить чёткие финансовые показатели и пошагово оптимизировать рутинные процессы.

Модель Balanced scorecard достаточно проста и удобна, поскольку даёт прозрачную картину, что нужно делать, чтобы достичь желаемого результата. Она может использоваться в разных сферах деятельности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

При тщательной разработке и грамотном внедрении стратегия сбалансированных показателей позволит решить много разных проблем и внутри компании. Например, руководителю легче ставить цели и доносить задачи до каждого подразделения, проще отслеживтаь результаты и контролировать внутренние процессы.

Примеры Balanced scorecard

Система сбалансированных показателей (СПП, или balanced scorecard BSC) не потребует специальной разработки программ — можно использовать классические информационные панели, например, дашборды или интеллект-карты, а можно составить карту в Excel или найти готовые шаблоны в интернете.


Пример сбалансированных показателей Balanced scorecard в сфере ритейла

Зона ССП Стратегическая цель Задачи Показатели Действия
Финансы Увеличить прибыль Увеличить показатели прибыли на 15% Финансовые метрики Переговоры с партнёрами
Клиенты Сделать продукцию более привлекательной Увеличить среднее число посещаемости на 20% Количество посетителей Улучшить витрину/социальные сети/работу сайта
Внутренние процессы Повысить качество обслуживания Получить на 15% больше положительных отзывов и сократить жалобы на 40% Статистический анализ отзывов клиентов Пересмотреть качество обслуживания на каждом этапе воронке
Развитие Собрать команду из профессионалов Обновить 30% персонала Число новых трудовых договоров и число увольнений Начать процесс рекрутинга

Сбалансированная система показателей Balanced scorecard в розничном магазине

Зона ССП Стратегическая цель Задачи Показатели Действия
Финансы Поднять продажи, снизить затраты На 15% выше чистых продаж, на 10% ниже затраты на операционные задачи Финансовые метрики Переговоры с поставщиками
Клиенты Повысит востребованность Увеличить на 15% качество запуска новых продуктов Число новых продуктов должно возрасти на четверть Экспериментировать с инновационным подходом
Внутренние процессы Иметь возможность постоянно работать над новыми продуктами Тестировать 5 новых продуктов каждый месяц Отчетность Приобрести специфическое программное обеспечение для разработки продуктов
Развитие Повысить профессионализм команды разработки продуктов Нанять как минимум двоих специалистов с высокой специализацией Число разработчиков с высокой компетенцией Найм специалистов, внедрить новые системы обучения

Как разработать систему BSC

Balanced scorecard позволяет уделить внимание ключевым вопросам для развития любой компании:

  • Определить свой потенциал и перспективы;
  • Поставить цели, позволяющие реализовать стратегию компании;
  • Составить список метрик, которые помогут оценить динамику развития;
  • Указать целевые значения, к которым нужно стремиться;
  • Проверить связность всех элементов модели;
  • Включить в стратегию инициативы, направленные на достижение ключевых показателей.

Перед разработкой Balanced scorecard важно провести стратегический анализ по методологии SWOT и STEP. Следует избегать распространённых ошибок и прорабатывать каждый этап. Удобные инструменты: 1С: Предприятие, BSC-design, CRM-системы.

Если вы ищите новый подход к планированию и постановке целей для работы и личной жизни, рассмотрите ещё один популярный подход — построение «Дерева целей».

В статье мы рассмотрели ключевые моменты: что такое система BSC, в чём её особенности и привели примеры её построения. Отметим, что стратегия подходит для достаточно взрослых компаний, а тем компаниям, которые работают недавно, стоит отложить её разработку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тут можно вводить только кирилицу