Суть подхода сбалансированного планирования
- Модель Balanced scorecard
- — подход к управлению компанией, построенный на комплексном планировании и учёте сразу нескольких
направлений, жизненно важных для развития бизнеса.
Основное назначение Balanced scorecard — в переносе стратегических целей на уровень операционных задач.
Другими словами, система планирования помогает найти инструменты для реализации глобальных целей в рамках
повседневной деятельности компании.
Зачем внедрять систему
Финансовый рост — не единственный фактор успеха, который учитывает система Balanced scorecard. В планировании
учитывается сразу четыре фактора — в каждой зоне ставятся цели:
-
Рост финансов;
-
Увеличение целевой аудитории;
-
Оптимизация бизнес-процессов;
-
Развитие компании.
В каждом разделе Balanced scorecard bsc устанавливаются свои KPI и метрики, необходимые для оценки
эффективности. Например, зону развития отношений с клиентами характеризует показатель удержания клиентов и
качество сервиса. О финансовом росте расскажет метрика ROI, а о внутренних процессах — уровень автоматизации
бизнеса.
Практическая польза
При правильном следовании методологии Balanced scorecard вы можете рассчитывать на повышение лояльности
клиентов и мотивации сотрудников, получить чёткие финансовые показатели и пошагово оптимизировать рутинные
процессы.
Модель Balanced scorecard достаточно проста и удобна, поскольку даёт прозрачную картину, что нужно делать,
чтобы достичь желаемого результата. Она может использоваться в разных сферах деятельности в краткосрочной,
среднесрочной и долгосрочной перспективе.
При тщательной разработке и грамотном внедрении стратегия сбалансированных показателей позволит решить много
разных проблем и внутри компании. Например, руководителю легче ставить цели и доносить задачи до каждого
подразделения, проще отслеживтаь результаты и контролировать внутренние процессы.
Примеры Balanced scorecard
Система сбалансированных показателей (СПП, или balanced scorecard BSC) не потребует специальной
разработки программ — можно использовать классические информационные панели, например, дашборды или
интеллект-карты, а можно составить карту в Excel или найти готовые шаблоны в интернете.
Пример сбалансированных показателей Balanced scorecard в сфере ритейла
Зона ССП |
Стратегическая цель |
Задачи |
Показатели |
Действия |
Финансы |
Увеличить прибыль |
Увеличить показатели прибыли на 15% |
Финансовые метрики |
Переговоры с партнёрами |
Клиенты |
Сделать продукцию более привлекательной |
Увеличить среднее число посещаемости на 20% |
Количество посетителей |
Улучшить витрину/социальные сети/работу сайта |
Внутренние процессы |
Повысить качество обслуживания |
Получить на 15% больше положительных отзывов и сократить жалобы на 40% |
Статистический анализ отзывов клиентов |
Пересмотреть качество обслуживания на каждом этапе воронке |
Развитие |
Собрать команду из профессионалов |
Обновить 30% персонала |
Число новых трудовых договоров и число увольнений |
Начать процесс рекрутинга |
Сбалансированная система показателей Balanced scorecard в розничном магазине
Зона ССП |
Стратегическая цель |
Задачи |
Показатели |
Действия |
Финансы |
Поднять продажи, снизить затраты |
На 15% выше чистых продаж, на 10% ниже затраты на операционные задачи |
Финансовые метрики |
Переговоры с поставщиками |
Клиенты |
Повысит востребованность |
Увеличить на 15% качество запуска новых продуктов |
Число новых продуктов должно возрасти на четверть |
Экспериментировать с инновационным подходом |
Внутренние процессы |
Иметь возможность постоянно работать над новыми продуктами |
Тестировать 5 новых продуктов каждый месяц |
Отчетность |
Приобрести специфическое программное обеспечение для разработки продуктов |
Развитие |
Повысить профессионализм команды разработки продуктов |
Нанять как минимум двоих специалистов с высокой специализацией |
Число разработчиков с высокой компетенцией |
Найм специалистов, внедрить новые системы обучения |
Как разработать систему BSC
Balanced scorecard позволяет уделить внимание ключевым вопросам для развития любой компании:
-
Определить свой потенциал и перспективы;
-
Поставить цели, позволяющие реализовать стратегию компании;
-
Составить список метрик, которые помогут оценить динамику развития;
-
Указать целевые значения, к которым нужно стремиться;
-
Проверить связность всех элементов модели;
-
Включить в стратегию инициативы, направленные на достижение ключевых показателей.
Перед разработкой Balanced scorecard важно провести стратегический анализ по методологии SWOT и STEP.
Следует избегать распространённых ошибок и прорабатывать каждый этап. Удобные инструменты: 1С:
Предприятие, BSC-design, CRM-системы.
Если вы ищите новый подход к планированию и постановке целей для работы и личной жизни, рассмотрите
ещё один популярный подход — построение «Дерева целей».
В статье мы рассмотрели ключевые моменты: что такое система BSC, в чём её особенности и привели примеры
её построения. Отметим, что стратегия подходит для достаточно взрослых компаний, а тем компаниям,
которые работают недавно, стоит отложить её разработку.
Подпишитесь на рассылку от команды Скорозвона
1 письмо раз в 2 недели со свежими материалами о бизнесе, продажах и клиентском сервисе.