Обучение менеджеров отдела продаж — сложный процесс, который состоит из нескольких этапов и требует
привлечения сразу нескольких специалистов, включая руководителя отдела, супервизора, старшего менеджера
или любого ответственного за стажировку новичков. Поговорим о том, как этот процесс грамотно выстроить с
помощью плана адаптации и слаженных действий коллектива.
План обучения менеджера по продажам поможет максимально быстро включить новых сотрудников в работу
отдела. Такой документ обычно рассчитан на месяц и включает в себя всё, что необходимо знать
новому человеку в коллективе. Составлять его надо вместе с действующими работниками, чтобы ничего
не упустить. План обучения сотрудников отдела продаж станет самым важным документом во время
испытательного срока для кандидата на постоянную работу.
План и программа обучения
Перечислим те моменты, которые непременно надо внести в план обучения нового менеджера по продажам.
Нового менеджера
Изучение продуктов и услуг, которые предлагает компания. Для этого составьте письменный
справочник по продукту. Пусть претендент обращается к нему по необходимости. Хорошо бы устроить
экзамен или тест.
Изучение процессов, принятых в компании (кому сдавать отчеты, например, и в каком виде). Это
сэкономит время и вам, и сотруднику. Постарайтесь учесть все важные моменты, обозначьте
ответственных (просьба отремонтировать стул — Ивану, вопросы по зарплате — Петру, а по переговорам с
клиентам консультироваться у Антона).
План обучения холодным звонкам. Основной этап, и, как правило, самый долгий, не один и даже не
пять дней. Используйте теорию, тренинги, дополняйте ежедневной практикой. На самом деле все просто —
сделал 1000 звонков, значит, скорее всего, научился.
Работа с инструментами и программами (например, Скорозвон и CRM).
Помогут ссылки на видео, туториалы, справочные разделы. Не забудьте показать, как принято работать с
этими инструментами у вас в компании.
Стажировка менеджера по продажам у более опытных коллег, совместная деятельность. Сначала
дайте кандидату на постоянную вакансию послушать успешные и неудачные звонки, объясните,
где и что пошло не так. Затем посадите новичка вместе с самым крутым специалистом,
пусть наблюдает «живое» общение. Потом желательно, чтобы новичок начал звонить,
а ваш эксперт исправлял его ошибки. Сэкономите кучу времени и сил, только не забудьте
вознаградить учителя (учтите, что эффективно выполнять нормы он не сможет). План
стажировки менеджера по продажам лучше составить заранее и согласовать со всеми
участниками.
Текущих сотрудников
Программа обучения менеджера по продажам, который уже находится в штате, состоит из перечня мероприятий на
определённый срок, например, на месяц, полугодие или год. Обычно для текущих сотрудников организуют
специальные тренинги и мастер-классы внутри компании и за её пределами. Мы написали подробную статью о коучинге и тренингах для продавцов.
Методы обучения
Есть универсальные методики обучения менеджеров, которые подходят для любой сферы — стажировки,
видеоуроки, интервью и мастер-классы. Есть и более специфичные, например, в план адаптации
менеджера по продажам в B2B-сфере включают бизнес-моделирование, симуляции, кейсовый подход
и другие. Поговорим о самых эффективных методиках обучения менеджеров по продажам.
Ролевые игры
Метод используют для освоения навыков ведения переговоров и отработки техники продаж
на конкретном этапе. Ролевые игры проводят в группе стажёров с тренером. Каждый
получает свою роль с подробным описанием — один играет роль менеджера
по продажам, а второй — роль клиента. После окончания диалога тренер даёт
обратную связь и помогает сделать работу над ошибками.
Геймификация
Обучение отдела продаж редко проходит без элементов геймификации — моделирования рабочих
ситуаций. Использоваться может как при работе с сотрудниками компании, так и при найме.
Например, предложите стажёрам продать свой товар определённому сегменту целевой аудитории.
Видеоуроки
Удобный способ освоения базовой информации о компании — всё то, что не требует
отработки на практике. Например, лекции о продукте, инструкции, мастер-класс, посвящённый
техникам продаж.
Интервью
Относительно новый способ обучения менеджеров по продажам. Формат беседы проводится один
на один с сотрудником, а его цель — определить проблемные зоны
и предложить способы их решения. Желательно задавать открытые вопросы, требующие
развёрнутого ответа.
Мастер-класс
Такие мероприятия проводят либо опытные сотрудники компании, либо приглашенные специалисты. Темой
мастер-класса может стать особенности презентации продукции, обработка возражений или работа
менеджера на определённом этапе продаж.
Метод кейсов
Стажировка менеджера по продажам может быть построена по принципу анализа и разбора
реальных историй, например, конфликтных ситуаций с клиентом. Участникам кейсового метода нужно
ознакомиться с историей и рассказать свою точку зрения, правильно ли поступил
менеджер и выдвинуть собственный вариант решения проблемы.
Тестирование
Эффективный и быстрый способ для проведения контроля знаний и оценки вовлечённости
сотрудника. Проводится на любом этапе адаптации, но чаще всего на заключительной
стадии.
Пример программы обучения
Ознакомьтесь со стандартным планом обучения менеджера по продажам — образец включает основные этапы адаптации
новых сотрудников в сейлз-отделе:
По нашему опыту, полноценно включиться
в деятельность и показать максимальный результат свежеиспеченный сотрудник сможет
не раньше, чем через три месяца. Это не значит, что в первый месяц нельзя выставлять
нормы и требовать усердного исполнения поставленных задач, просто не требуйте невозможного.
Чем сложнее ваш бизнес-процесс, длиннее сделка, сложнее продукт, тем дольше будет проходить процесс
адаптации. Хорошим регламентом, стажировкой и помощью коллег вы сможете сократить этот срок,
но ненамного. Учтите, что план обучения нового менеджера по продажам должен быть готов
до того, как работник придет в офис.
Облачный сервис автоматизации звонков для отделов продаж и колл-центров
Со Скорозвоном бизнес получает в 3 раза больше лидов без увеличения
штата и рабочих часов.
Или попробуй профессиональный инструмент для холодных звонков